Занятие роль и значение насекомых. Тема урока "многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение". А) постановка целей и задач урока

    Видеофрагмент.

    Запись в тетради. Инстинкт-

    Задание . План ответа:

    1. Название отряда.

    2. Название насекомого.

    3. Признаки отряда.

    4. Значение.

    Дополнительно. Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

    V. Закрепление материала. (4 мин)

    VI . Рефлексия.

    VII . Д\З

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Значение насекомых в природе и жизни человека"»

Тема урока : Значение насекомых в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

Ход урока:

I . орг. Момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1. Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

    Две пары крыльев.

    Личинка имеет маску.

Вариант 2.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

    Развитие с полным превращением.

    Развитие с неполным превращением.

    Две пары крыльев.

    Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.

    Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.

    Передние крылья более плотные, чем задние.

    Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.

    На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.

    Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.

    Ротовой аппарат лижущего типа.

    Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.

    У личинок ротовой аппарат грызущего типа.

    Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.

    Личинка имеет маску.

Ответы: 1. 1 – ; 2 – а, б, в; 3 – а, б, в; 4 – –; 5 – –; 6 – в; 7 – б; 8 – –; 9 – –; 10 – –; 11 – в; 12 – б; 13 – б; 14 – а. 2. 1 – а, б, в; 2 – –; 3 – а, в; 4 – б; 5 – –; 6 – –; 7 – –; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – б; 12 – а; 13 – –; 14 – –.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III . Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV . изучение нового материала (25мин)

Рассказ учителя.

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья

Муравьиная семья

Член семьи

Особенности, роль

Член семьи

Особенности, роль

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Матка (царица)

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Рабочие пчелы

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

    Все справились с заданием?

    Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям. План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

4. Значение.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса.Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI . Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII . Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Приложение. Матка по размерам самая крупная пчела в улье 18-20 мм. Имеет длинное брюшко с яйцекладом предназначенное для постоянного откладывания яиц. Самостоятельно не может питаться. Ее кормят рабочие пчелы зобным молочком. В семье всегда только одна. Развивается матка из оплодотворенных яиц. Живет до 5 лет. При появлении другой матки, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

    Ротовой аппарат;

    Тело, покрытое ворсинками;

    Медовый зобик;

    Жало- видоизмененный яйцеклад;

    Задние конечности с корзинками и щёточками.

Цели:

    Рассмотреть значение насекомых в природе; Учить находить взаимосвязи в природе; Познакомить с некоторыми видами насекомых; Повторить экологические правила; Развивать мышление и внимание; Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: ребус, кроссворд, таблицы «Виды жуков», «Поведение человека в природе», экологические знаки, рисунки насекомых.

Ход занятия.

    Сообщение темы и цели урока.

Ребята, давайте разгадаем ребус и узнаем, о ком сегодня мы узнаем много нового и интересного.

Цель нашего занятия – узнать тайны из жизни насекомых. Узнаем почему насекомых надо охранять.

В траве краснеет мухомор. И запевает дружный хор

Кузнечиков, медведок, жуков и их соседок.

    Чтение и обсуждение экологической сказки «Как кузнечик бабочку не узнал».

После чтения идёт обсуждение по вопросам учителя, а затем учитель демонстрирует схему, на которой изображены этапы развития бабочки.

    Экологические правила.

- Рассмотрите рисунок бабочки махаона. Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нём. Так бабочки опыляют цветы. Только из опылённого цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец.

- Почему говорят, что, если бабочек прогнать, урожая не видать? (Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая.)

- Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка – махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она даже занесена в Красную книгу – в ней собраны названия животных, которым грозит исчезновение.

- Как мы можем помочь бабочкам выжить? (Насекомых надо беречь, не ловить их. Надо любоваться издалека, не дотрагиваясь до них.)

- Надо ли уничтожать гусениц? (Нет, так как из них вырастут бабочки.)

    Насекомые рекордсмены.

- Отгадайте загадку:

С бронёй, а не танк, с крыльями. А не самолёт,

Летит – шумит, а без мотора. (ЖУК

- А сейчас мы познакомимся с жуками, которых называют рекордсменами.

    Викторина «Знатоки насекомых»
    Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок? В лесу часто встречаются огромные муравейники. Зачем они муравьям? Ведь они живут в основном под землёй. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? Назовите самого прожорливого воздушного хищника. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? Что случится с пчелой после того, как она ужалит? Зачем шмели гудят? Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
    Итог занятия:

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Домашние задание

Конспект урока

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;

Методы:

  1. Словесно – наглядный
  2. Наглядно – демонстрационный

Оборудование:

  • таблицы с изображением насекомых разных отрядов,
  • мультимедиа.

Тип урока:

  • комбинированный

Вид урока:

  • обобщающий

Ход урока

Этапы урока Содержание Методы и средства
Орг. момент Здравствуйте!

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Словесные, доска
Проверка знаний Фронтальный опрос:

1. Из скольких отделов состоит тело насекомых? (Ответ:: голова, грудь, брюшка)

2. Какие крылья бывают у насекомых? (Ответ: крылья (тонкая пластина, двухслойное), надкрылья (характерно для жуков))

3. Как устроена нервная система насекомых? (Ответ: нервной цепочкой и головной мозга)

4. Как питаются насекомые? (Ответ: пища разнообразна, она включает все вещества растительной и животного происхождения)

5. Как дышат насекомые? (Ответ: трахеями, до 10 пар отверстий – дыхалец)

Беседа, Таблицы “Тип Членистоногие, Класс Насекомых”, “Чешуекрылые”, развитие насекомых с полным и неполным превращением.
Изучение нового материала Многообразие насекомых.

Класс насекомых подразделяют на две крупные группы – первичнобескрылые и крылатые.

А сейчас ребята обратите внимание на экран, познакомимся с первичнобескрылым и Крылатые насекомые

К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чешуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах. Размеры их невелики, превышают 1 мм.

Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела др. животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных – млекопитающих, птиц и рыб Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред насекомым наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и другие. Численность многих насекомых в популяции непостоянна, у некоторых видов может повышаться во много раз.

Словесные, наглядные.

Коллекция насекомых, таблицы, книга для чтения по Зоологии. Мультимедиа (Презентация)

Закрепление знаний Сообщение о насекомых.(Коновалова Света, Разоренова Алена)

Учащиеся должны написать в тетради полезного и вредителя насекомого и их роль в природе. Разобрать каждое насекомое по систематике (царство, подцарство и т.д.).

Практический, учебник и таблицы “Класса Насекомых”
Домашнее задание Изучить текст на стр. 164 – 165, подготовить ответы на вопросы рубрики “Подумайте!” Словесный, учебник

Самоанализ урока Биологии в 7 классе

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

  1. Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
  2. Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
  3. Показать их значение в разнообразных природных сообществах.

Развивающая

  1. Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
  2. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;
  2. Экологическое значение для человека

Тип урока: Комбинированный

Данный урок комбинированный тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили систематику, внешнее строение насекомых, системы органов и функции, природные значения, работали с учебником, таблицами, также изучили новый материал.

Урок, обобщающий с экологическим содержанием.

Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблицы, плакаты, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Особых трудностей не возникала, материал был изложен в полном объеме.

Закрепление нового материала была дона самостоятельной работы (написать насекомых полезных и вредителей для природы и человека).

Разоренова Алена (Тема: Мухи) и Коновалова Света (Тема: Тараканы) приготовили сообщение. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок все учащиеся получили положительные оценки. Цель урока была достигнута.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвана познавательный интерес к уроку.

Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку.

Тема урока: «Роль насекомых в природе и жизни человека»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Насекомые”

Задачи:

    Обучающие : обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе.

    Коррекционно-развивающая : коррекция и развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение, обобщение.

    Воспитательная : расширять кругозор и воспитывать любовь к природе.

Оборудование: ребусы, кроссворды, презентация по теме: “Насекомые”, ИКТ.

План урока:

    Организационный момент.
    а. Постановка целей и задач урока.
    б. Сообщение темы и цели урока.

    Основная часть урока.
    а) Введение в тему.
    б) Словарная работа.
    в) Класс насекомые
    г) Повторение

д) Изучение нового материала (выступление учащихся)

    Работа по учебнику.
    6. Физминутка

    10. Самостоятельная работа.
    11. Итоги. Оценки за урок
    12. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Девиз нашего урока: “Объект поклонения. Источник вдохновения. Предмет изучения.”(Приложение 1 , слайд 1 )

А) постановка целей и задач урока

– Тему сегодняшнего урока нам поможет определить кроссворд (Приложение 1 , слайд 2 )

Отгадайте следующие загадки:

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)

На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (Пчела)

Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)

Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (Шмель)

Проверка выполнения. (Приложение 1 , слайд 3 ): 1. Кузнечик 2. Цапля 3. Стрекоза 4. Пчела 5. Комар 6. Бабочка 7. Муравей 8. Шмель.

– Прочитайте по вертикали тему урока (Насекомые). Сегодня на уроке мы будем закреплять, вспоминать, расширять свои знания и умения по данной теме, а точнее о роли наших насекомых в природе.

Б). Сообщение темы и цели урока

– Сегодня совершим путешествие в удивительный мир – мир насекомых (Приложение 1 , слайд 4)
Тема урока: Многообразие насекомых и их роль в природе.(запись в тетради – даты, темы урока)

2. Основная часть урока

А) Введение в тему

– Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (Животные) . Какое из них лишнее? Почему? (Цапля – птица) . Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (Шесть ног, голова, грудь, брюшко и т.д .(слайд 5)

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это примерно 80 % от всех существ, населяющих сушу. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых и каждый год открываются тысячи новых.

Б) Словарная работа:

– Изучением насекомых занимается наука, которая называется – энтомологией (запись слова в тетради). (слайд 6)

В) Класс насекомые

– Класс Насекомые делятся на различные отряды: Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые (Приложение 1 , слайд 7 ).

Скажите ребята какой отряд из всех здесь лишний?

Г) Повторение

Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка» слайд 8

Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…

1. Какая биологическая ошибка допущена в этом отрывке? (2 пары крыльев, дыхальца)

– На какой схеме правильно показано развитие бабочки? (Приложение 1 , слайд 9)

Д) Изучение нового материала.
Ребята ваш класс разделён на 2 команды, которые имеют своё название. 1 группа – «Бабочки», 2 группа - «Пчёлы». Та команда, которая наберёт максимальное количество баллов, получит максимальную оценку. В каждой команде есть главный энтомолог, которому было поручено изучить отрицательную и положительную роль насекомых в природе. Давайте заслушаем их. Но прежде чем их заслушать, давайте начертим таблицу. (слайд 10)

В зависимости от того кто готовил положительные и отрицательные роли насекомых, командам дают противоположное заполнение таблицы, которые они заполнят на уроке, за каждый ответ по баллу).

(представление энтомологов __________Бабочкина, и ___________ Трутень.)

Е). Физминутка

Ж) Командные игры

1. Конкурс “Найди ошибку” Слайды 11-12

учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

2. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 1 человеку. Задание состоит в том, чтобы нарисовать с закрытыми глазами бабочку. (у кого лучше, тот зарабатывает 5 баллов, хуже 3 балла.)

3. Конкурс «Убей комара».

11. Итоги. Рефлексия

–Что интересного узнали на уроке?
– Что для себя нового узнали на уроке?

Рефлексия: Порхай как бабочка - очень понравилось

Жаль как пчела - не понравилось.

Я тля – я ничего не понял(а) на уроке

Оценки за урок.

12. Домашнее задание .

– Спасибо всем за урок! (Приложение 1 ,)