Правила организации огорода в детском саду. Консультация для педагогов ДОУ "Как устроить огород в детском саду" консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему Привлечение полезных насекомых

На дачном участке обязательно отводится клин под огородные культуры, основную часть которых составляют овощные. Каждая культура отличается своими биологическими особенностями, сформировавшимися в климате ареала происхождения. Основным условием успешного выращивания овощных культур в несвойственной им среде является срок посева, связанный с температурой почвы и воздуха, яркостью освещения и продолжительностью светлого времени суток. Для некоторых культур эта продолжительность светового дня не влияет на всхожесть и развитие растений. Такие культуры можно высевать практически в течение всего теплого сезона. Другие – довольно болезненно реагируют на изменение освещения. Селекционеры, выводя новые сорта, всегда приучают их к климатическим условиям определенного района и соответственно рекомендуют ориентировочные даты посева, соблюдение которых обязательно.

В статье предложено ознакомиться с ориентировочными сроками посева семян основных овощных культур в открытый грунт для регионов с разными климатическими условиями.


Основные принципы и условия посева в открытый грунт

Отношение к температуре

Показателем начала сева является температура почвы на глубине залегания основной массы корней определенной культуры. На ее изменение и скорость прогрева влияют снежный покров, подземные воды, тип почвы, ее влажность. Именно прогрев почвы в корнеобитаемом слое обеспечивает возможность получения раннего урожая. Если высеять семена в холодную почву, то даже холодостойкие культуры могут взойти, но сформировать урожай будут не в силах. Корни в холодной почве не могут нормально функционировать для обеспечения условий развития надземной массы. Чтобы сохранить посев, теплолюбивые культуры высевают только при наступлении постоянной теплой погоды без возвратных весенних заморозков. При их угрозе всходы укрывают любым покровным материалом (спанбондом, лутрасилом), который снимают на следующее утро с наступлением теплой погоды. Солнечный прогрев покрытой грядки может отрицательно сказаться на всходах и молодых сеянцах.

Естественно, что сроки посева по регионам могут не совпадать по числовым данным весенне-летних месяцев. Поэтому основным ориентиром начала посева в открытый грунт в регионах с коротким теплым периодом и ранним наступлением холодов будет температура почвы, интенсивность освещения и установление безморозного периода.

1. При помощи термометров . Коленчатых термометров Савинова ТМ-5, вытяжных термометров и термометра-щупа.

Новичкам-огородникам удобнее определять температуру почвы послойно термометрами. Помните, что их используют только в теплый период, а при понижении температуры на глубине 5 см до 0°С – выкапывают и убирают в помещение. Методика проведения измерений указана в рекомендациях.

2. По растениям (состоянию кроны деревьев, надземной массы кустарников, наступлению цветения многолетних дикорастущих трав).

Возьмите на заметку:

  • Распустились почки у черной смородины, можно высевать овощные и цветочные культуры.
  • Развернулись почки у березы бородавчатой, значит почва на глубине 5 см хорошо прогрелась, настало время посева ранних зеленных, посадки раннего картофеля. Чуть развернулись листочки – пришло время сеять редис, морковь, другие корнеплоды. Готовится береза к цветению – почва прогрелась до 10 см глубины. Пора сеять томаты в открытый грунт.
  • Цветут одуванчики при прогреве температуры в 10 см слое почвы до +6…+8°С, а в слое 10-40 см – только до +3°С.
  • Цветет черемуха – пора высаживать картофель.

3. По физическому состоянию почвы . Этим способом чаще пользуются опытные огородники. Горсть земли сжимают в комок. Если на поверхности комка выступает жидкость – сеять рановато, а рассыпался комок – сеют ранние. Упал, да на комочки разлетелся – можно приступать к посадкам ранних капусты и картофеля, салатов, редиса.


Отношение к освещению

В комплексе главных условий следующим является свет. Он регулируется значительно большим перечнем требований: сроками посева, температурой воздуха, густотой стояния, своевременным прореживанием, уничтожением высокорослых сорняков, которые затеняют растения.

Каждый тип растений в природных условиях нормально растет и развивается при определенной длине светового дня.

1. Нейтральные. Культуры этой группы практически не реагируют на количество и период получаемой солнечной энергии. К ним относятся горох, фасоль, некоторые сорта томатов и огурцов, а также арбузы, спаржа и другие. Список постоянно пополняется селекционерами, которые новым сортам и гибридам «прививают» способность не реагировать на длину светового дня.

2. Короткодневные. В условиях укороченного дня (10-14 часов) растения быстрее зацветают и переходят к плодоношению. Это определенные сорта и гибриды томатов, фасоли, огурцов. В эту же группу входят другие тыквенные (кабачки, тыква, патиссоны), кукуруза, перец сладкий и горький, баклажаны. Быстро переходит к цветению (цветушность) группа зеленных (укроп, петрушка, салат, шпинат, щавель, лук на зеленое перо).

3. Длиннодневные. Растения этой группы при достаточной продолжительности освещения (более 14 часов) переходят к фазе цветения и плодоношения. В эту группу растений входят все виды капуст, редис, брюква, редька, репа северных сортов, пастернак, морковь, овощной горох, свекла. Если длиннодневным растениям создать условия короткого дня, используя ранний посев или затемнение, их развитие затормозится. Они не смогут перейти к фазам цветения и плодоношения. Останавливаются на формировании пышных розеток зелени (вегетативных органов).


Сроки посева овощных культур в открытый грунт

Ранневесенние посевы (середина марта – середина апреля)

Эту группу растений составляют культуры мало- и среднетребовательные к свету. Посев ранневесенних зеленных и овощей можно выполнять поэтапно, через 10-12-15 дней, что продлит получение свежей продукции.

Список культур для посева при температуре почвы в 7-10 см слое в пределах +3…+5°С.

  • Зеленные (пряновкусовые) – укроп, петрушка, кориандр, фенхель, пастернак, листовая горчица, сельдерей, спаржа, мелисса и другие.
  • Овощные листовые и с надземным формированием урожая – все виды салатов, хрен, шпинат, ревень, горох, ранняя цветная капуста, брокколи, капуста белокочанная раннеспелая.
  • Луковичные и корнеплодные – лук севок и лук чернушка на перо и луковицу, морковь ранняя, редис, редька, репа, брюква.

Средневесенние посевы (середина апреля – вторая декада мая)

Если весна будет холодной и влажной, переносят посев на более поздний срок (на 5-8 дней). Как и холодоустойчивые, эти культуры тоже можно высевать поэтапно, через 10-12-15 дней, что продлит получение свежей продукции.

При прогреве почвы в корнеобитаемом слое от +5°С можно продолжить посев некоторых мало– и среднетребовательных к условиям солнцеобеспечения, культур.

Список культур для посева при температуре почвы в 8-15 см слое в пределах +5…+8°С.

  • Зеленные – сельдерей листовой, черешковый, корневой, салатный цикорий.
  • Овощные – все виды капуст: белокочанная средняя, краснокочанная, брюссельская, савойская, кольраби и другие. Высаживают картофель ранний, средний, лук порей, чеснок яровой. Высевают лук севок и бобы, фасоль. Ближе к маю высевают кукурузу овощную сахарную, подсолнечник,
  • Корнеплоды: свекла, морковь средняя.

Поздневесенние посевы (последняя декада мая – середина июня)

Посев овощных в открытый грунт осуществляется в третьей декаде мая – июне месяце при наступлении постоянной теплой погоды без возвратных весенних заморозков. К примеру, в средней зоне России, Сибири, на Урале, теплая погода без заморозков устанавливается после 10-15 июня. Почва в корнеобитаемом слое прогревается до +12…+15-17°С. То есть посевы в открытый грунт даже ранних холодоустойчивых овощных культур сдвигаются на предлетье или начало лета. В этих регионах целесообразнее использовать ранние сорта, обязательно районированные под местный климат, использовать временные укрытия и доращивание овощных культур в защищенном грунте в осенний период.

3 – Список теплолюбивых культур, посев которых проводят при температуре почвы в 10-15 см слое до +13…+15-17°С

При наступлении устойчивого теплого периода высевают томаты, фасоль, бахчевые (дыни и арбузы), подсолнечник, базилик, майоран, корнеплоды (морковь, свеклу). Высаживают в открытый грунт рассаду пасленовых (томаты, баклажаны, перец сладкий и горький) и тыквенных культур (огурцы, кабачки, патиссоны, тыкву).

Таким образом, специалистами выделены группы растений, которым для всходов и нормального развития требуется определенная температура почвы, безморозная погода, количество и длительность поступления солнечной энергии.


При подборе сроков посева овощных на своем участке нужно учитывать, что некоторым короткодневным сортам необходим фактор темноты, но только в начале вегетационного периода (на это время их притеняют). С возрастом они нормально развиваются и формируют плодоношение в условиях длинного дня. Если короткодневным растениям обеспечить длину светового дня более 14 часов, то их развитие замедлится, начнет усиленно развиваться вегетативная масса. Это свойство используют при выгонке зеленных для быстрого получения свежей зелени и ранней овощной продукции.

В холодных регионах, сдвигая посев овощных культур на более ранние сроки, необходимо использовать временные укрытия, готовить утепленные грядки.

На Дальнем Востоке особый температурный режим. Овощеводство сосредоточено в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях. Влажное теплое лето позволяет снимать достаточно высокие урожаи холодостойких сортов перца сладкого и бахчевых, выведенных специально для этой зоны, а также капусты, моркови, которые можно выращивать в открытом грунте, проводя посев после 15 июня, то есть посевы будут предлетние. Зеленую продукцию пряновкусовых овощей, выращенных в открытом грунте, получают только при летних посевах. В этих регионах целесообразнее использовать ранние сорта, обязательно районированные под местный климат, использовать временные укрытия и доращивание овощных культур в защищенном грунте в осенний период.


Таблица 1. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Южного региона

Название культур
1-25 марта 5-15 июня
Салат листовой 5 марта – 15 апреля 15 апреля -10 мая
Лук на перо, лук на репку 10-30 марта с 15 апреля
Огурцы 10 апреля – 10 мая 25 мая – 15 июня
Чеснок яровой 1-10 марта
Картофель 1 марта – 10 апреля с 20 апреля (сорта среднего срока созревания)
Морковь 5-25 апреля; 15 апреля – 30 мая 25 мая – 10 июня
Редис 15-30 марта
Пастернак 5-10 апреля 20 апреля – 10 мая
Горох 1-30 марта
Кукуруза сахарная 20 апреля – 10 мая
Фасоль 15-20 мая
Свёкла 5-15 апреля 15-30 апреля 25 мая – 10 июня
Томаты 15-30 марта с 15 апреля (сорта среднего срока созревания)
15 апреля – 20 мая 20 мая-10 июня
Капуста белокочанная 10 апреля – 20 мая (сорта позднего срока созревания)
Кабачки, патиссоны 20 апреля – 10 мая
Арбузы, дыни

Таблица 2. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Центрально-Чернозёмного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 1-25 марта 15 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Салат листовой 5 марта – 15 апреля 20-30 апреля 20-30 мая
Лук на перо, лук на репку 10-30 марта 20 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Огурцы 20 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Чеснок яровой 1-10 марта 11-20 мая 25 мая – 5 июня
Картофель 1 марта – 10 апреля 20-15 мая 11-20 мая
Морковь 15-30 марта, 5-25 апреля; 25 апреля – 10 мая 20-30 мая
Редис 5-10 апреля 20-28 апреля
Пастернак 1-30 марта 10 апреля – 1 мая
Горох 5-15 апреля 20-30 апреля 20 апреля – 25 мая
Кукуруза сахарная 20-30 апреля 20 мая – 1 июня
Фасоль 10-30 мая
Свёкла 15-30 марта 20 апреля – 10 мая 20-30 мая
Томаты С 15 апреля (под укрытие) 25 апреля – 5 мая 15 мая – 15 июня
Баклажаны, перец сладкий и горький С 15 апреля (под укрытие) 15-25 апреля (под укрытие). С 20 мая отслеживать погоду 20 мая – 15 июня
Капуста белокочанная 1-25 марта (сорта раннего срока созревания); 10-20 марта (сорта среднего срока созревания) 20-30 мая (сорта среднего срока созревания) 20-25 мая (сорта среднего и позднего сроков созревания)
Кабачки, патиссоны 10-15 мая
Арбузы, дыни 10-15 мая

Таблица 3. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Дальневосточного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 20-30 марта; 10-20 апреля; 15-20 мая 25 мая – 10 июня
Салат листовой 1-20 марта; 1-20 апреля; 15-20 мая
Лук на перо, лук на репку 25 – 10 апреля 15-20 мая 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Огурцы 15-20 мая (под укрытие в теплую грядку) с 15 июня
Чеснок яровой 10-15 апреля 15-30 апреля
Картофель 1-15 апреля (под укрытие); если холодная весна 10-15 апреля с 15 апреля по 20 мая (под укрытие) с 20 мая (сорта раннего срока созревания)
Морковь 20-30 (сорта раннего срока созревания); 10-20 апреля (сорта среднего срока созревания) 15 апреля – 20 мая (сорта среднего срока созревания); можно продолжить посев сортов раннего срока созревания с 25 мая (сорта позднего срока созревания); 20-25 мая (посев сортов среднего срока созревания)
Редис 20-30 марта с 20 мая (под укрытие в связи с удлинением длины дня) 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Пастернак 20-30 марта
Горох 15 марта-15 апреля с 15 мая (под укрытие) с 15 июня
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 10-20 апреля с 25 мая
Томаты
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 15-20 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие) с 20 мая
Кабачки, патиссоны с 15 июня
Арбузы, дыни с 15 июня

Таблица 4. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Сибири и Урала

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 20 апреля – 20 мая 25 мая – 15 июня
Салат листовой 20 апреля – 20 мая (под укрытие) 1-15 июня (под укрытие)
Лук на перо, лук на репку с 20 мая 1-15 июня (под укрытие)
Огурцы 20 мая – 10 июня (в теплые грядки или под временное укрытие) 25 мая – 15 июня
Чеснок яровой 12-15 мая
Картофель 28 апреля – 10 мая 10 мая – 1 июня
Морковь 25 апреля – 20 мая 20 мая – 10 июня
Редис 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Пастернак
Горох
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 15-30 мая 15-30 мая
Томаты
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная С 1 июня (под укрытие)
Кабачки, патиссоны
Арбузы, дыни

Таблица 5. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Северо-Западного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 15 -25 мая 25 мая – 15 июня
Салат листовой 15-20 мая (под укрытие) 1-15 июня (под укрытие)
Лук на перо, лук на репку 15-20 мая 1-15 июня (под укрытие)
Огурцы 20 мая – 10 июня (в теплые грядки или под временное укрытие) 15 июня – открытый грунт
Чеснок яровой
Картофель 28 апреля – 10 мая (сорта раннего срока созревания) 10 мая – 1 июня
Морковь 25 апреля – 20 мая 20 мая – 10 июня
Редис с 25 мая (под укрытие)
Пастернак
Горох
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 15-30 мая
Томаты 15 апреля – 5 мая (под укрытие)
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 10-15 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие) С 1 июня (под укрытие)
Кабачки, патиссоны
Арбузы, дыни

Таблица 6. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Средней полосы и Подмосковья

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 1-10 мая; (сельдерей 10-20 мая) 15-30 мая
Салат листовой 5-10 мая 20-30 мая
Лук на перо, лук на репку 10-20 мая 11-20 мая
Огурцы 10-20 мая (под укрытие) 20 мая – 15 июня (под укрытие)
Чеснок яровой 10-20 мая 11-20 мая
Картофель 10-20 мая 15-25 мая
Морковь 5-10 мая 20 мая – 10 июня
Редис 1-10 мая с 25 мая (под укрытие)
Пастернак 5-10 мая
Горох 5-10 мая с 10 июня
Кукуруза сахарная 8-15 мая
Фасоль 8-15 мая с 10 июня
Свёкла 5-10 мая 15-30 мая
Томаты 15 апреля – 5 мая (под укрытие)
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 1-10 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие)
Кабачки, патиссоны 15-20 мая (под укрытие) 20-30 мая – 5-10 июня
Арбузы, дыни

Список внушительный, а участок небольшой – что же посадить на даче? Из списка, ориентируясь на собственные желания и размер земельного участка, убираются те культуры, которые менее востребованы в вашей семье, за которыми нужен более тщательный уход.

Важно! Если у вас небольшой участок, то такой овощ как картофель проще купить, чем выращивать. Чтобы обеспечить семью картошкой на зиму нужно мини-поле, а не несколько дачных соток.

То же касается кукурузы и: эти растения занимают большую площадь, но не приносят много урожая.

Планируя посадки, учитывайте и тот факт, что практически все огородные культуры любят хорошее освещение, следует знать, что сажают в огороде, а что ближе к саду. Ближе киследует сажать растения, прекрасно чувствующие себя в полутени: редис, листовые салаты,.

Весной в период авитаминоза на прилавках магазинов появляются первые салатные овощи и зелень:, салаты,. Цены на эту витаминную прелесть, мягко говоря, удивляют, поэтому выращивать на своем огороде гораздо выгоднее, чем покупать.

Важно! Если в семье есть маленькие дети, желательно обратить внимание на гипоаллергеные культурные растения, такие как цветная капуста, тыква, арбуз, салат, патиссоны.

Конечно, себя и детей хочется побаловать. Выбрав сорт с хорошими характеристиками урожайности и не слишком привередливый в уходе, можно на небольшом участке вырастить приличный урожай сладкой и полезной ягоды.

Что можно посадить, если вы планируете из выращенного урожая заготовить на зиму консервацию. Стоит обратить внимание на самые популярные для солений и маринадов, заморозки и консервированных салатов овощи:,.

Знаете ли вы? История консервирования уходит корнями во времена Наполеона Бонапарта. Его правительство предложило денежное вознаграждение в 12000 франков тому, кто найдет метод длительного хранения продуктов для армии и флота. Получил эту премию в 1809 году Николас Апперт, разработавший метод консервирования после стерилизации.

Что посадить на большом участке. Планировка посадок

Перед тем, как засаживать дачный участок, необходимо всё продумать и просчитать. Первоначально определяемся с тем, что именно мы желаем видеть на своем участке.

Определиться начинающему огороднику помогут несколько вопросов, от ответов на которые в будущем и нужно отталкиваться.

  1. Какие овощи и ягоды являются предпочтительными для всей семьи?
  2. Планируете ли вы консервировать овощи на зиму?
  3. Сколько времени планируете затратить на участок?
  4. Хорошо ли его территория освещается солнцем?
  5. Подходящие ли климатические условия для выращивания ягодно-овощных культур?

Эти факторы являются самыми главными. Есть, конечно, и другие нюансы, допустим, качество почвы, её дренаж, но они решаемы. Землю можно облагородить, а дренаж обеспечить. А когда участок находится в постоянной тени, если солнце скрывает листва деревьев, например, или в зоне расположения дачи наличествует холодный климат, то в данном варианте удачи не будет, а вырастить все культуры, какие бы хотелось, всё равно не удастся.

Планировать участок необходимо на большом листе бумаги, желательно миллиметровой, в данном случае можно наглядно посмотреть, что, где и как лучше разместить.

Чтобы распланировать посадки, необходимо:

  1. Начертить план дачной территории на бумаге, имеющей формат А3. Набросок в данном случае не поможет, потому лучше сделать точные замеры.
  2. Обозначить на плане участка все имеющиеся строения и те, которые планируются: сарай, дом, хозяйственные постройки, беседку, бассейн, клумбы с цветами, место для компоста, зону отдыха (барбекю). Если планируется устройство виноградника, то его необходимо отметить отдельно.
  3. Сделать несколько копий получившегося плана территории.
  4. На свободном пространстве следует обозначить зоны, исходя из степени их освещенности: хорошо освещаемые участки и тень.
  5. Обозначить источник воды.
  6. Выбрать места расположения теплиц или парников для овощей. Для них потребуется объёмная по площади территория. Также не стоит забывать про расстояние на дорожки (минимум 30 см).

Основной принцип при планировании огорода прост: чем чаще растения меняют место жительства на грядке, тем лучше они развиваются и тем более богатый дают урожай. А правильно выбранные партнеры помогут без потерь пережить нашествиеи атаку.
Кольраби и кочанный салат можно высаживать на грядку уже в середине мая Распределяя места на грядке, одновременно учесть такие важные аспекты, каки смешение культур, поначалу сложно. Но это временные затруднения: потренировавшись несколько сезонов, вы сможете решать вопрос «кто с кем» почти «на автомате». Уделить внимание этим основополагающим моментам стоит, ведь от них будет зависеть и качество, и количество будущего урожая. На фото: на маленьком огороде тоже можно вырастить приличный урожай овощей. Но прежде чем браться за лопату, следует составить приблизительный список основных культур и подобрать для них правильных спутников.
На маленьком огороде тоже можно вырастить приличный урожай овощей Под севооборотом подразумевается ежегодное чередование разных культур на грядках. При этом овощные растения и пряные травы из одного семейства должны оказываться на одной и той же грядке не чаще чем раз в 2–3 года (некоторым видам, например, в идеале стоит воз-вращаться на исходную позицию еще реже - раз в 4–5 лет). Все дело в том, что близкие родственники, сменяющие друг друга на одном месте, способствуют распространению свойственных им болезней и вредителей, которые в этом случае передаются от предшественников потомкам. О том, какие растения можно совмещать в смешанных посадках, а какие не стоит, вы узнаете из статей:

  • Что с чем растёт? Совместимость растений на грядке
  • Им хорошо друг с другом, или О совместимости овощных культур
  • Выбираем по сходству
Еще одна причина для передвижения растений с грядки на грядку следующая: благодаря чередованию потребляющих много питательных веществ видов, например, с менее прожорливыми (к примеру,) и совсем малоежками (тем же) можно максимально эффективно использовать накопленные в почве элементы питания и немало сэкономить на. На фото: капуста и пастернак отлично уживаются на одной грядке. Уходящие в глубину почвы корни пастернака поглощают питательные вещества из нижнего почвенного слоя, капуста же имеет более поверхностную корневую систему и берет питание из среднего слоя. Соответственно, растения не конкурируют между собой.
Капуста и пастернак отлично уживаются на одной грядке Выращивание растений в смешанной культуре преследует иные цели. Овощные растения в тандеме си оказываются в особо выигрышной позиции: при помощи своих ароматных соседей «главные герои» грядок эффективно «отбиваются» от вредителей и болезней, которые традиционно атакуют тот или иной вид. Как бонус, овощные растения еще и процветают благодаря стимулирующим рост корневым выделениям некоторых партнеров.культур вам поможет наш маркет, где собраны предложения крупнейших интернет-магазинов.

примеры удачных сочетаний растений на грядке:

1. ,и фиалка рогатая – декоративное трио, связанное взаимовыгодным партнерством: запах фиалки очень не любят, а значит, весь урожай овощных растений достанется вам, а не вездесущим вредителям.
Кольраби, кориандр и фиалка рогатая
2.в качестве соседа защищает растения корневого сельдерея от поражения ржавчинными грибами. А тот в свою очередь сильным ароматом отпугивает от своего заботливого соседа луковую моль и луковую муху.
Лук-порей защищает растения корневого сельдерея от поражения ржавчинными грибами 3. Тандем листовой капусты ирадует глаз эффектным сочетанием. Если у капусты обрывать по мере надобности только съедобные листья, она будет давать урожай свежей зелени до конца лета, тем более что соседи-бархатцы отпугнут от полезного партнера.4. незаменима на грядке с– растение отпугивает от плодовитого соседа вредоносных корневых, обитающих в почве. 5.лучше всего растет на грядке после гороха или.
Слева: тандем листовой капусты и бархатцев. В центре: календула незаменима на грядке с томатами. Справа: краснокочанная капуста лучше всего растет на грядке после гороха или шпината вы найдете в таблице. В ней также указаны подходящие партнеры и нежелательные соседи на грядке.
Кстати, большие промежутки между рядами с только что высаженной, которая вскоре разрастется в пышные кусты, можно смело использовать для посева скороспелых промежуточных культур - , или шпината. Если же эти растения высевать в несколько этапов, урожай можно собирать весь дачный сезон. , например, благотворно влияют на физические свойства почвы: улучшают ее структуру и повышают плодородие. А еще - привлекают к культурным растениям насекомых-опылителей.

Что с чем сажать на огороде таблица. Что с чем рядом сажать на огороде таблица

За много веков выращивания овощей люди заметили, что некоторые овощи хорошо растут вместе, а некоторые, наоборот, мешают росту друг друга. Овощи, зелень и цветы помогают друг другу в росте путем улучшения почвы или отпугивания вредителей друг от друга. Умная посадка обеспечит Вас большим урожаем.

Выбор соседей по грядке – это истинное искусство планирования огорода. Каждый овощ высаживается на грядке не один, а в соседстве с другим растением-компаньоном. Подобная тактика помогает минимизировать вредное воздействие насекомых и болезней.

Правила соседства по грядке. Выбирая соседей по грядке, обратите внимание на семейства овощей. Овощи из семейства капустных, например, хорошо высаживать рядом со свеклой и зелеными листовыми культурами. Некоторые травы помогут отпугнуть вредителей от капусты. Посаженная на одной грядке с капустой, мята улучшит ее вкус.

Овощи могут испытывать не только симпатию, но и антипатию друг к другу: некоторые овощи задерживают рост и уменьшают урожайность друг друга. Простенькая табличка, представленная ниже, поможет Вам подобрать удачное соседство.

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают выращивают из семян.

Расширить знания и представления детей о полезны свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец), их строении и условиях, необходимых для роста.

Продолжительность : месяц (краткосрочный)

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород для посадки лука и наблюдать за его ростом.

Цель: ф ормирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука, в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород;
  • Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
  • Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод. Способствовать формированию навыка посадки луковиц на перо;
  • Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;
  • Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь;
  • Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире;

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется умение сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания;

Сформируется навык подмечать пользу и красоту зелёного лук;

Дети изучат один из способов посадки лука в комнатных условиях, сформируются знания и представления о строении лука.

Создание дневника наблюдений за луком на подоконнике.

Все участники проекта (дети, родители, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Образовательные

области

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Социально - коммуникативное

развитие

Воспитывать любовь к труду, желание трудиться.

Развивать коммуникативные навыки.

Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях; фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

П ознавательное

развитие

Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород.

Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод;

Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.

Речевое развитие

Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

Художественно-

эстетическое

развитие

Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный : определение целей и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в огороде на подоконнике, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, творческая деятельность).

3.Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, инсценировка сценки «Спор овощей».

1 этап – подготовительный.

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия реализации проекта «Огород на подоконнике».

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Практическая деятельность:

ООД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития лука (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки;

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки лука с натуры по этапам роста в дневнике наблюдений.

Беседы: «Почему от лука плачут», «Условия, необходимые для роста лука».

ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Витамины для здоровья»

ООД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Лук»

Дидактические игры: «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «От какого овоща эта часть», «Узнай на ощупь».

Подвижные игры: «Собери овощи в суп», «Бабушкины помощники».

Сюжетно –ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки».

Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах

Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Приключение Чиполлино», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла», Л. Серова «На грядке». И. Ревю «Вырос лук», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей»

Речевое развитие: «Составление рассказов по карточкам-схемам «Об овощных культурах», пересказ сказки «Три брата луковки».

Социально-коммуникативное развитие: развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе, воспитывать трудолюбие, старательности, аккуратности, бережного отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

3 этап – заключительный.

1. Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома.

2. Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

  • дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали;
  • в группе был создан огород на окне;
  • вели дневник наблюдений за ростом лука;
  • дети стали более уважительно относиться к труду;
  • все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

3.Инсценировка сценки «Спор овощей»

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на окне»

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне. 3.Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закреплений знаний о растениях (овощах).

Итог проектной деятельности.

Дети узнали, что все растения живые и что для их роста и развития необходимы определенные условия. В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений.

По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука дети употребляли во время обеда.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.

Елена Фильченкова

Дата публикации 28.05.2019

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду .

Для чего же нужен огород в детском саду ?

Огород в детском саду нужен для того , чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива . И, конечно, огород в детском саду , труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Правила организации :

Для того, чтобы создать огород в детском саду , необходимо определить на территории детского сада место , которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада . Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров - чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду ?

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних , старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений .

То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое) .

В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны.Основное требование к посадочному материалу : семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.

В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры , но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.

В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде :

В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.

В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.

В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах : индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде : поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде , дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи .

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая .

Как правило , подводя итоги работы на огороде , в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая» , выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Публикации по теме:

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе как можно больше.

Правила пожарной безопасности в детском саду и семье План работы в детском саду по обучению правилам пожарной безопасности детей и их родителей Работа с детьми: Занятия. Чтение сказки К. И.

Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Сервировка стола должна быть такой, чтобы.

МДОУ «Детский сад №14» Старший воспитатель Рыбнова Л. Н. с. Новоселицкое 2018 год Правила дорожного движения в детском саду.

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Экспериментальная деятельность в детском саду. Средняя группа

Конспект НОД «Посадим огород». Экспериментальная деятельность в средней группе.

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Тацинская Ростовская область.
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования
Цель: Формирование знаний об овощах.
Задачи:
- Учить различать овощи по характерным признакам
- Развивать память, обследовательские действия.
- Создать чувство эмоционального комфорта.
- Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
- Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и ухаживать за ним.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.
Обогащение словаря: Семечко, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.
Материалы к занятию: Комнатный горшок с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами.

Ход занятия:

1.Вводная беседа с детьми о времени года и осеннем урожае.
- Какое время года? (осень)
- По каким признакам догадались, что наступила осень? (дети перечисляют)
2. Сюрпризный момент:
Стук в дверь, входит кукла Маша и приносит красивый мешочек
Проводится игра «Чудесный мешочек»
Кукла Маша предлагает желающим на ощупь отгадать, что там лежит.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети обследуют и вытаскивают овощи.
4.Загадки.
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста).

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
(Картошка).

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)

Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
(Огурец)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

5.Дидактическая игра «Узнай на вкус». Овощи режут на кусочки, вызывают ребёнка, завязывают глаза и дают пробовать овощ. Нужно по вкусовым качествам определить, какой овощ попался.
6.Дидактическая игра «Вершки – корешки» Дети выбирают, что растёт в земле, а что на поверхности.
Заострить внимание на огурце.
Загадка
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке, К солнцу - бочком, хвостики у них - крючком. Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
- Какого цвета огурец? (зелёного)
- Какая поверхность? (с пупырышками)
- Чем полезен огурец?

Огурец содержит очень много витаминов, которые полезны нашему организму. А так же имеет и целебные свойства – огуречный сок полезен при заболеваниях кожи, обладает жаропонижающим действием. Ваши мамы делают салаты и закатывают в банки, зимой вы с удовольствием пробуете огурец из банки.

А где растёт огурец? (на грядке)
- А сейчас можно вырастить на огороде и почему? (потому что холодно и он замёрзнет)
- Давайте посадим в группе на подоконнике и попробуем вырастить огурец.
7. Практическая часть.
- А сейчас Маша мы покажем, как надо сажать огурцы.
- Что нужно для посадки? (семя, землю, воду и горшок цветочный)

- Мы заранее насыпали в горшок землю и размяли, чтобы не было комочков.
Возьмём семечко и посадим в землю, а затем польём водой.
Поставим горшок на окошко и будем наблюдать, что произойдёт с нашим семечком.
Наши наблюдения.
Через некоторое время показался росток с двумя листиками.


Затем появились листики покрупнее. На ощупь листик мохнатый и мягкий. Всё время поливаем водой комнатной температуры, проводим рыхление. Дети с удовольствием ухаживают за маленьким ростком.


Наш стебелёк растёт и появились ещё листики


Возле листочка появились маленькие зародыши огурчика и цветочки.


Мы поставили лесенку, с помощью усов огурец цепляется за неё и взбирается вверх.
Огуречные лианы –
Не растут на них бананы
Лишь зелёный огурец,
Ловкий, сладкий удалец!
Огурец-канатоходец
По канатам важно ходит.
Выше, выше, ближе к солнцу,
Ус-пружинка цепко вьётся…
Пьёт росу на зорьке ранней,
В жаркий день - дожди желанней!
Тёплым светом напитался,
Чистым ветром обдувался,
Круглобоким стал пострел,
Звонким хрустом он созрел!
Вот и наши цветочки.
А вот уже и огурчики.
Вот зелёные юнцы -
Молодые огурцы!
Раз, два, три... четыре... пять -
Сразу всех не сосчитать!
Крепкий стройный молодец,
Тонкокожий огурец,
И солёный, и в сметане -
Вкуса дивного творец!


Огурец рос – рос и вырос.



Мы его сорвали, помыли.


Порезали кружочками и угостили всех деток.
Дети славно потрудились, вырастили великолепный урожай!


– Я – зелёный огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед…
Ничего полезней нет!