Как сделать перерасчет за газ если. Положен ли перерасчет за газ? Специальные почтовые ящики

Надежде Ивановне, жительнице дома №17 на улице Матросова, отказали в перерасчете за газ, но причин толком не объяснили.

Все лето живу на даче, и раньше председатель садоводческого товарищества всегда давал об этом справку, - сообщила Надежда Ивановна, – Документ требовался для того, чтобы за время отсутствия в квартире не платить за газ (по свету и воде вопросов нет, там давно стоят счетчики). Но в этом году председатель отказал – якобы в газовой службе справки больше не рассматривают. Говорят, надо ставить прибор учета. Но ведь сами газовики постоянно предупреждают, что при наличии одной лишь газовой плиты затраты на счетчики неоправданны, вот я и не стала устанавливать. Посоветуйте, как же мне лучше поступить?

Увы, мы столкнулись с очередной правовой коллизией. Действительно, правительство, обязав жителей учитывать потребление электроэнергии и воды, освободило от обязанности устанавливать газовые счетчики на плиту - они необходимы, если используется котел для отопления и (или) ГВС. Однако этот момент никак не учтен в постановлении №1498 от 26.12.2016, которое внесло поправки в правила №354.

С 1 января 2017 года перерасчет нормативной платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителей возможен только в двух случаях. 1.Если жители вынуждены были покинуть дом из-за действий непреодолимой силы (природная стихия, техногенная авария, не приведи, Господи). 2. Если есть акт, подтверждающий, что установка прибора учета ресурсов технически невозможна.

На практике это означает, - пояснили в ГАЗЭКСе,- что необходимо вызывать слесаря, который должен оценить техническую возможность для установки счетчика в квартире и составить соответствующий акт. Но, как правило, такая возможность есть всегда.

Между тем, в новой редакции правил №354 нет четкого указания, что факт временного отсутствия не будут учитывать именно при расчетах за газ! Но и исключения из общего правила для газа не прописано. Видимо, поэтому правила трактуются двояко, в зависимости от позиции поставщика или силы сопротивления потребителя. Например, в Москве на разных официальных ЖКХ-сайтах дают такие разъяснения в связи с поправками №1498: порядок перерасчета по услуге «газоснабжение» остался прежним (вне зависимости от предоставления акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды).

Совета у нас получилось два.

1.Учитывая московский прецедент, можно попробовать обратиться с жалобой на отказ в перерасчете в прокуратуру, суд или в Федеральную антимонопольную службу.

2. Если вы регулярно и подолгу бываете в отъездах, разумнее все-таки поставить газовый счетчик. Для вас и затраты оправдаются быстрее, поскольку фактически газа расходуется мало (вместо 600 р в год за человека, может быть 100-200), и от хлопот со справками избавитесь. Только вот прибор нужен надежный, который не придется часто поверять. И для потребителя будет удобнее, если поставщик разрешает передавать показания не ежемесячно, а раз в квартал или полгода с последующей корректировкой по итогам. Обычно это условие прописывают в специальном ежегодном соглашении к договору с компанией.

Любой человек, где бы он ни проживал, каждый день пользуется коммунальными услугами. К ним относится водоснабжение, канализация, электроэнергия, отопление и, конечно же, газоснабжение в тех домах, где оно предусмотрено. Для того, чтобы регулярно оплачивать такие коммунальные услуги необходимо знать не только тарифы и порядок оплаты, но и нормы оказания этих услуг, права и обязанности пользователя и поставщика. Именно поэтому необходимо изучить основные нормативы и требования, чтобы не только знать о том, сколько платить, но и о том, что за эти деньги должны предоставить.

Без природного газа жить вполне можно. Практически половина жилых многоквартирных домов в нашей стране оснащены электрическими плитами. Надо отметить, что это, помимо прочего, еще и более безопасно. Однако другая половина все же готовит себе пищу на газу, а кроме того, использует газовые колонки для подогрева воды и газовые котлы для отопления. Именно для таких граждан, мы постарались объединить в этом материале основные правила пользования природным газом, порядок предоставления этой коммунальной услуги и правила определения тарифов. Чтобы каждый собственник жилья или просто жилец мог знать, как ему действовать в любой ситуации

Нормы предоставления услуги по централизованному снабжению населения природным газом

Требования к порядку и нормам предоставления услуги по газоснабжению определены в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Газоснабжение - это коммунальная услуга по централизованному обеспечению природным газом жилых домов, как многоквартирных, так и частных. Поскольку газ является источником повышенной опасности , в плане пожаров или взрывов, то обеспечение этой услугой происходит по строгим правилам. Технически газоснабжение представляет собой распределительную сеть природного газа в населенном пункте, в которой по газопроводу природный газ поставляется напрямую к газовому оборудованию абонентов. Таким образом, существует магистральный газопровод и городская или поселковая газовая сеть . В этой сети газ находится под определенным давлением. Такое давление должно быть сбалансировано, вне зависимости от того, сколько газа потребляют абоненты, поэтому в системе установлены специальные устройства – газгольдеры, которые компенсируют неравномерность потребления газа. Ведь при падении давления, абоненты не смогут пользоваться своими газовыми приборами, а при увеличении давления возникает опасность взрыва.

Поэтому, надо сразу сделать отступление и сказать о том, что любые манипуляции с газовыми трубами и газовым оборудованием должны производить только профессиональные газовщики, а не «сантехник дядя Вася» или умелые руки хозяина жилья. С газом не шутят. Ведь при неправильном монтаже водопровода или подключении электропроводке квартире угрожает только локальный потом или короткое замыкание. А вот за неправильное подключение или самовольные манипуляции с газовым оборудованием можно заплатить жизнями себя, своих родных и соседей. Поэтому, нужно помнить, что если давление в газовой сети вдруг упало, или газовщики выполняют аварийное или плановое отключение газа, необходимо перекрыть поступление газа к плите, колонке или газовому котлу. Для этого в каждой квартире или доме установлен специальный вентиль. Включать газ в этой ситуации можно только после команды газовщиков. Поскольку в момент подачи газа в сети может возникнуть избыточное давление и это может привести ко взрыву.

Так вот, газоснабжение жилого дома - это упорядоченная система абонентских ответвлений, которые соединены с городской газовой сетью. Что представляет собой абонентское ответвление? Это система, состоящая из нескольких системообразующих точек: ввод газа непосредственно к абоненту, внутридомовой газопровод и ввод газа в сам дом. Примечательно, что существует возможность перекрыть подачу природного газа к каждому жилому дому в отдельности. Для этого существует особая задвижка, расположенная на расстоянии не менее двух метров от линии застроек. Такое отключающее устройство располагается в специальном колодце, комплексно, по одному на каждое жилое здание.

В жилой многоквартирный дом газопровод входит через лестничные клетки. При этом в каждую квартиру через технические коридоры подведены газовые трубы, выходящие на кухню. Технические коридоры в доме является обязательными, поскольку ввод газа напрямую в системы вентиляции, лифтовые шахты или квартиры является недопустимым. Газовые стояки должны устанавливаться в кухнях и на лестничных клетках вертикально. Установка или перенос газовых коммуникаций их в другие части квартиры, к примеру санузлы, лоджии или коридоры является недопустимым. При установке газового котла или колонки является обязательным подключение их к вентиляционной системе.

Надо отметить, что любая газопоставляющая организация обязана заключать с абонентами договор не только на поставку природного газа, но и на обслуживание газовых приборов . Такое обслуживание является обязательным и отказаться от него нельзя. Оплачивается оно ежегодно, из расчета газовых приборов в квартире, в соответствии с установленным тарифом, который можно узнать из договора или на сайте поставщика. Ежемесячно специалисты компании обязаны производить осмотр газовых приборов абонента и составлять акт об их состоянии и исправности. В случае неисправности, газовый прибор должен быть отключен от газоснабжения до его ремонта или замены.

В некоторых многоквартирных домах, где отсутствует внутренний газопровод, однако уставлены газовые плиты, разрешается использовать жидкий газ в баллонах. Реализацию таких баллонов с газом объемом 50-80 литров осуществляет только газовая компания. Они поставляются проверенными, а жильцы при их подключении обязаны соблюдать нормы техники безопасности. Они устанавливаются на кухне непосредственно рядом с газовой плитой. Одного баллона газа ориентировочно хватает, на один или несколько месяцев, в зависимости от интенсивности использования.

Каким образом платить за газ?

Правила и нормы расчета платы за газоснабжение приведены в приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно этим правилам, плата за газ подразделяется на две категории:

1. Абонентская плата за газ, непосредственно предоставленный в жилое/нежилое помещение;

2. Плата за газ, предоставленный в многоквартирном доме на общедомовые нужды.

Как следует из новых правил расчета за коммунальные услуги, включая газоснабжение, оплата за некоторые виды услуг может осуществляться как по нормам, так и в соответствии с показаниями приборов индивидуального учета. Оплата за газ, в частности, зависит от количества человек, зарегистрированных в квартире. Также может быть установлен индивидуальный счетчик. Установкой такого счетчика занимается исключительно газовая компания. Она же осуществляет его проверку и обслуживание. По договору с абонентом. Платить же за газ жильцы могут, как непосредственно газовой компании, если с ней заключен абонентский договор, так и компании, обслуживающей дом, в составе единой квитанции за коммунальные услуги. Тарифы на газоснабжение всегда устанавливаются централизовано, местными органами власти, уполномоченными на утверждение коммунальных тарифов. Как и на остальные коммунальные услуги, на оплату газа, в случае необходимости может быть предоставлена субсидия.

Расчет размера оплаты за газ, предоставленный в жилом помещении:

При наличии газового счетчика

Размер оплаты за газ в квартире или частном доме, оборудованном индивидуальным прибором учета природного газа определен в пункте 42 Правил предоставления коммунальных услуг. Для этого существует и приведена в документе специальная формула №1:

В которой:

  1. - это общее количество природного газа, потребленного за расчетный период абонентом в жилом помещении, определенное в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета,
  2. - это тариф на газоснабжение, установленный местным органом власти, в соответствии с законодательными нормами Российской Федерации.

В результате получается стоимость потребленного газа, которую абонент должен уплатить.

Пример расчета платы за газоснабжение в жилом/нежилом помещении:

  • Показания по газовому счетчику за календарный месяц составили 100 кубических метров
  • Установленный тариф на услугу газоснабжения в регионе для населения в многоквартирных домах утвержден в размере 4,5 рубля за 1 кубический метр потребленного газа.

Итого: 100 х 4,5 = 450 рублей

При отсутствии газового счетчика

Размер оплаты за коммунальную услугу по использованию природного газа для отопления в квартире или доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета газа осуществляется также, в соответствии с пунктом 42 правил предоставления коммунальных услуг, по формуле № 5:

В которой:

  1. - это общая площадь квартиры или дома,
  2. - это норматив потребления газа на отопление жилых помещений,
  3. - это количество жильцов, которые постоянно и временно проживают в квартире или доме,
  4. - это норматив потребления газа для приготовления пищи,
  5. - это норматив потребления газа для подогрева воды при отсутствии центрального горячего водоснабжения,
  6. - это тариф на газ, который установлен местным органом власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этой формулы видно, что газ можно использовать как для приготовления пищи, так и для отопления и горячего водоснабжения. Если какая-либо функция при этом не используется, ее можно просто убрать из формулы. В многоквартирных домах чаще всего используется только функция приготовления пищи на газу. Поэтому и рассчитывать стоимость газа нужно только исходя из количества проживающих людей и норм для газовых плит.

Пример расчета платы за газоснабжение в жилом помещении:

Если квартира просто оборудована газовой плитой, и не оборудована газовым водонагревателем и отоплением.

  • В квартире проживает 4 человека
  • Установленный в регионе норматив потребления природного газа для приготовления пищи составляет 12,58 куб. метров на 1 человека
  • Установленный в регионе тариф на природный газ составляет 4,5 рубля за 1 куб. метр.

Размер платы за газоснабжение по данной квартире за один месяц составит:
4*(4,5*12,58) = 226,44 рубля

Общедомовые нужды на газ обычно рассчитываются исходя из показаний общедомового прибора учета и выставляются отдельной строкой в квитанции на оплату коммунальных услуг и обслуживание дома. Узнать все нормы и тарифы, а также воспользоваться специальными калькуляторами для расчетов, чаще всего можно на сайтах газовых компаний в сети интернет.

Нужно ли платить за техническое обслуживание газового оборудования

Этот возникает вопрос у потребителей такого коммунального ресурса, как природный газ. В свое время, для того чтобы предотвратить аварийные ситуации, было принято Постановление Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 года, в котором оговорена возможность отключения потребителя от общей газовой системы, если он не имеет договора на оказание услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО).

В состав проводимого ТО должны входить:

Услуги по визуальной проверке ВДГО (его целостности и укомплектованности);

Проверка герметичности соединений – прибором-газоанализатором либо мыльной эмульсией;

Проверка целостности и укомплектованности газового оборудования;

Разъяснение особенностей потребления природного газа;

Принятие неотложных мер по устранению, в случае выявления неисправностей.

Ст. 26 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" указано, что поставщикам газа запрещено навязывать дополнительные услуги, помимо услуг именно по газоснабжению. Проверка же оборудования должна проводиться не реже 1 раза в полгода и осуществляться абсолютно бесплатно. Заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, возможно. Однако, оно не должно произойти в результате навязывания, иначе будет иметь место нарушение ст.16 ФЗ "О защите прав потребителей". Контроль за соблюдением законности в этой сфере возложен на Роспотребнадзор, а также Федеральную антимонопольную службу, которая имеет полномочия привлекать организацию - нарушителя по ст. 14.6 КоАП РФ.

С незапамятных времен, техническое обслуживание проводилось бесплатно, до тех пор, пока на все внутридомовые газовые сети и оборудование находились на балансе газораспределительных организаций. С 1997 года, когда газовое оборудование перестало быть опасным объектом, что повлекло к нарушению системы контроля за состоянием ВДГО.

В 2006 году Федеральной службой по тарифам, затраты на обслуживание ВДГО вообще изъяли из розничной цены за потребление природного газа. Плата за техническое обслуживание и ремонт газовых систем и оборудования стала взиматься отдельно, согласно договорам, заключаемых ТСЖ и управляющими компаниями. Порой работы по техническому обслуживанию проводились специалистами, не имеющими образования и специального оборудования, что не раз приводило к возникновению аварийных ситуаций. Ситуация изменилась с появлением в 2008 году вышеупомянутого Постановления Правительства № 549, а также, в 2009 году, приказа Министерства регионального развития РФ № 239 устанавливающего порядок содержания и ремонта ВДГО.

В связи с принятием этих документов, потребитель стал отвечать за состояние оборудования и ему была вменена обязанность заключения договоров с соответствующей организацией. Правовое поле постепенно заполнялось и другими упорядочивающими законодательными и нормативными актами. В 2013 году принято постановление правительства РФ № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», также приказ Ростехнадзора № 613, который четко обозначил «правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Вместе с тем, несмотря на все меры по упорядочиванию и регламентированию ТО, навязать услугу не может никто. Если потребитель считает, что дополнительный платеж ему навязывают, то он вправе обратиться в региональное отделение ФАС либо в территориальное управление Роспотребнадзора, где его обращение обязательно рассмотрят.

Газ / Газификация и газоснабжение

Действующее российское законодательство предусматривает возможность получения перерасчета по оплате коммунальных услуг за тот период, когда в квартире фактически никто не проживал. Каким образом эта норма касается газоснабжения? Приводим разъяснения «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».

Как не платить за газ, если летом уезжаете на дачу?

Вопрос: Летом мы живем на даче, мне подсказали, что можно сделать перерасчет. Это так? Куда и какие документы нужно предоставить?

Ответ: В соответствии с п 86. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (далее - Правила) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным ) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

На основании п.п. 91-92 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев.

Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или ) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

В соответствии с п. 93 «и » в качестве документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете прилагается справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества.

В соответствии с пунктом 57 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 исполнитель коммунальных услуг вправе проверять подлинность справок, выданных органами управления садоводческих, дачных, огороднических товариществ, полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

В связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих, дачных, огороднических товариществ, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на их территории. При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов.

В связи с этим Минрегион России рекомендует органам управления садоводческих, дачных, огороднических товариществ организовать ведение учетных документов (журналов , книг учета, иных регистров), в которых следует отмечать дату прибытия и дату убытия граждан.

Руководители садоводческих, дачных, огороднических товариществ и граждане несут ответственность за выдачу и использование заведомо подложных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354). Жилищный кодекс

ФЗ об электроэнергетике

ФЗ о теплоснабжении

ФЗ о водоснабжении и водоотведении

Правила предоставления коммунальных услуг

Правила изменения размера платы. Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354. Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354). Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД: непосредственно управляющими МКД; выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа; в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги; УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению. Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа — исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику. Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса , Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354. Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86-97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано. В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи. Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством

У потребителя есть право на перерасчет коммунальных платежей в сторону уменьшения в таких случаях:
— потребитель временно отсутствовал в жилом помещении;
— предоставленные коммунальные услуги были ненадлежащего качества;
— перерыв в предоставленных коммунальных услугах продолжался дольше, чем это положено по закону.

Порядок проведения перерасчётов начислений


При временном (более 5 дней) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за природный газ. Перерасчет начислений производится на основании письменного заявления потребителя о перерасчете, но не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия.

Документы, необходимые для перерасчета при временном отсутствии:

Документ органа, осуществляющего временную регистрацию потребителя по месту его временного пребывания;

Справка от председателя садоводческого кооператива, подтверждающая период временного проживания в дачном кооперативе;

Справка от председателя ЖСК или ТСЖ, подтверждающая период временного проживания потребителя по данному адресу;

Справка, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения учебного заведения;

Справка из воинской части, подтверждающая временное пребывание в воинской части;

Проездные билеты, оформленные на имя потребителя;

Копия командировочного удостоверения;

Справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

Справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении численности прописанных человек:

Справка из ЖКО о составе семьи;

Прописка или выписка по данным паспорта.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении типа учета потребления:

Акт о снятии или установки счетчика;

Акт об установки газового котла.

Документы, необходимые при перерасчете в связи с отключением от газоснабжения:

Акт о непроживании;

Справка из ГРО об отключении;

Акт об установке пломбы на кран опуска (благоустроенное жилье);

Акт об установке заглушки, замка, сгона на кран опуска.

Если у вас имеется прибор учета газа и вы не сообщили показания в текущем месяце, начисления производятся исходя из среднемесячного объема потребления, но не более 3 месяцев подряд. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного природного газа определяется в соответствии с нормативами потребления. После сообщения показаний начисления, произведенные при отсутствии показаний расхода газа, сторнируются (пересчитываются).

В последнее время участились случаи нарушений, связанных с периодичностью проведения абонентами поверки индивидуальных приборов учета - газовых счетчиков. В большей степени это связано не только с не знанием обязанностей потребителя коммунальных услуг, но и зачастую и поверхностным отношением и самих работников газовой службы. Если подойти с точки видения законодательства, то в соответствии с п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунальных нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008, с момента истечения срока межповерочного интервала счетчиков, начисления за газ производится по нормативам потребления.

Согласно п.21 данных Правил обязанность обеспечивать в установленные сроки представление счетчика газа для проведения поверки возложена на абонента. Доставка газовых счётчиков на поверку, затраты на поверку, а также на ремонт счётчиков, их замену и возможные затраты на изменение внутридомовых газовых сетей в связи с заменой счётчика возложены так же на абонентов, поскольку они являются собственниками и несут ответственность по их содержанию, что предусмотрено ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Существует два способа проведения поверки - с демонтажем счетного узла и без демонтажа. При выбраковке газового счетчика Государственная поверка производится специалистами аккредитованной организации - ФБУ «Государственный региональный Центр стандартизации, метрологии и испытаний. Проверка оборудования производится предприятием газового хозяйства не реже одного раза в полугодие и, поскольку обязанность её проведения возложена на поставщика газа Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, она должна осуществляться на безвозмездной основе. Оплата за дополнительные услуги производится абонентом в момент оказания услуг.

Что касается абонентского обслуживания вашего газового оборудования, то в целом заключение такого договора законом не запрещено, но навязывать техническое обслуживание поставщик газа не имеет права (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, вы можете отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, кроме собственно стоимости потребляемого газа.

Иными словами, подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан.

Для защиты своих прав вам следует обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также — в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о привлечении организации к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.

Еще один важнейший аспект: требование о заключении договора является нарушением статьи 421 Гражданского кодекса РФ («Свобода договора»: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Всякое ПОНУЖДЕНИЕ к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством…»). Ст.3 п.6 ГК РФ позволяет сделать вывод, что постановление правительства РФ — это «…иной нормативный акт…», но юридически законом не является и высший юридический приоритет принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Того, кто вынужден впервые подключаться к газу, можно заставить подписать договор благодаря формулировке

«…или добровольно принятым обязательством…» А как быть с теми, кому услуга по техническому обслуживанию газового оборудования уже давно предоставлена? Эту категорию граждан никак нельзя заставить: никаких новых «добровольно принятых обязательств» они на себя не взяли… В советские времена стоимость обслуживания газового оборудования входила в цену поставляемого газа. Сейчас никто не может объяснить, по какому принципу формируются навязываемые потребителю цены. Никто не может ответить на вопрос: почему создают «иные правовые акты», содержание которых противоречит действующему законодательству. Объяснение только одно: наши люди самые послушные в мире. Что ожидает нас, послушных людей, если мы откажемся заключать договор на техобслуживание газовых приборов? Нам остается только посочувствовать.


Особое внимание следует обращать в случае смены владельца собственности. При покупке собственности необходимо получить от продавца выписку из лицевого счета об отсутствии задолженности на момент продажи с указанием показания прибора учёта газа (если установлен), а при продаже собственности предоставить такую справку покупателю, чтобы избежать неприятностей для обеих сторон по поводу неожиданного обнаружения наличия долга по оплате за потреблённый газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ. Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан. Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

Пример абонент (потребитель газа) обратился в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о не проживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о не предоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33-1190/2014). Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (статьи 22 и , главы 11 , и 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).

Стоит отметить что, с июня 2016 года процедуру взыскания долга по ЖКХ упростили. При подаче документов суд выносит положительное решение в течение 5 дней без публичного слушания. На отмену судебного постановления должнику дается 10 дней - для этого достаточно написать заявление, указав на неправильность расчета либо необоснованность претензий. В этом случае решение отменят, и коммунальной организации будет необходимо повторно подать иск. После этого дело будет рассмотрено уже в общем порядке с вызовом обеих сторон. Если этого не происходит, то после получения судебного приказа коммунальная организация может обращаться в службу судебных приставов. Чаще всего взыскание производят из доходов должника. Это может быть зарплата, пенсия. Хотелось бы вас предупредить, что в месяц сумма удержаний не может превышать половину от общего месячного дохода. Если квартира не приватизирована, за неуплату из нее даже могут и выселить. Да, да, вы не ослышались!

Потому как Конституции РФ гарантирует гражданам право на жилище, а Гражданско-процессуальный кодекс гласит, что взыскание не распространяется на жилое помещение, если оно числится единственным пригодным для проживания. А размер квартиры не прописан.

Таким образом, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи более шести месяцев не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги без уважительных причин, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Но принудительное выселение не допускается, если причины задолженности по квартирной плате - уважительные, например, длительная невыплата зарплаты. Помимо судебных разбирательств газовая компания может вам приостановить подачу газа, после двух предупреждений - одно за 40 дней, другое за 20. И придётся вам бежать оплачивать счета. Иначе без газа жизнь не та! Этот вопрос регулируется постановлением правительства от 21 июля 2008 года номером 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан". Конечно, зачастую работники газовой службы в порыве выполнить план по сбору денежных средств от поставки газа, могут и упустить все правомерные нюансы приостановления подачи газа, поэтому если все же это произойдёт, то пишите в специальные инстанции, например прокуратуру, ну можно и в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда и немедленном восстановлении подачи газа. За мою практику, обычно суды удовлетворяли такие требования, только в части подключения, а в части морального вреда отказывали, этот момент ещё доказать надо. Что касается надзорной инстанции, тот тут все просто, придёт требование с прокураторы устранить нарушения в той части в которой жалуется абонент (потребитель газа). Конечно игнорировать надзорную инстанцию никто не осмелится и дочерняя компания Газпрома не исключение, но все же бывало и такое, а если затеряется это заявление или затянут все сроки ответов, то после этого придёт другая бумага только в форме представления для привлечения к отвественности и наложения штрафа на сотрудников газовой службы которые виноваты во всей этой вакханалии и немедленному устранению всех нарушений.

Давайте ещё раз пройдёмся по судебной практике о взыскании коммунальных услуг и я вам вот что скажу, что она не имеет одного прецедента и в разных регионах по разному строится, но в целом позиции и применении норм похожи. Допустим квартира принадлежит на праве собственности нескольким лицам, то иск о взыскании задолженности в солидарном порядке предъявляется ко всем собственникам квартиры (например, Кассационное определение Московского городского суда от 30.06.2015 N 4г/2-7092/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу N 33-5204/2016).Также иск о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги можно предъявить к нанимателю квартиры, предоставленной по договору социального найма (например, Определение Московского городского суда от 13.11.2015 N 4г/9-11823/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-48286/2015).

Если совместно с нанимателем жилого помещения по договору социального найма проживают члены его семьи, то иск предъявляется к нанимателю и членам его семьи, указанным в договоре социального найма, как к солидарным должникам (ч. 1 , , 3 ст. 69 ЖК РФ) (например, Определения Московского городского суда от 06.05.2016 N 4г-4416/2016, от 29.04.2016 N 4г-0269/2016).

Если же ответчик имеет задолженность по квартире, собственником которой является, но при этом ответчик зарегистрирован по другому адресу, то иск о взыскании задолженности следует подавать по месту (адресу) регистрации ответчика. В этом случае иск нужно предъявлять в суд, к юрисдикции которого относится адрес регистрации ответчика (Определение Московского городского суда от 22.04.2016 N 4г-3876/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2015 по делу N 33-37753/2015). В противном случае будет иметь место нарушение правил территориальной подсудности (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-12182).Срок исковой давности по рассматриваемой категории споров составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Применяя срок исковой давности при рассмотрении конкретного спора, суд пояснил, что моментом, когда истец узнал о нарушении своего права, является неисполнение ответчиком обязанности вносить платежи за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в месяц, когда их необходимо было произвести (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2015 по делу N 33-34515/2015). В зависимости от периода, за который истец требует взыскать задолженность, срок исковой давности можно применить ко всем требованиям истца или только к их части (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2015 N 33-24810/2015).

Если суд удовлетворит ходатайство, то во взыскании с ответчика задолженности за период ранее трех лет до дня предъявления иска будет отказано (например, Определения Московского городского суда от 29.04.2016 N 4г-0269/2016, от 11.04.2016 N 4г-3243/2016).

Следует учитывать, что п. 2 ст. 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (п. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Обращаем внимание, что суд может отклонить ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, если установит перерыв течения срока исковой давности. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Такими действиями может признаваться заключение ответчиком с истцом (управляющей компанией) соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в конкретном размере (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2014 по делу N 33-33600). Кроме того, о перерыве течения срока исковой давности могут свидетельствовать заявления ответчика и произведенные им платежи по оплате задолженности перед истцом (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 по делу N 33-28887).

Имеется точка зрения, согласно которой периодическое исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг не может означать признание долга в том смысле, о котором говорится в ст. 203 ГК РФ (например, Определение Московского городского суда от 25.09.2015 N 4г/5-9851/15). Согласно этой позиции оплата ответчиками части задолженности не означает перерыва течения срока исковой давности, если в квитанциях об оплате отсутствуют сведения о том, что ответчики вносят денежные средства в счет погашения задолженности за прошедший период времени, и ответчики не обращались к истцу с соответствующим заявлением. В этом случае периодическая оплата ответчиками отдельных сумм за предоставленные жилищно-коммунальные услуги сама по себе не может свидетельствовать о полном признании ими долга за весь период образования задолженности, а в связи с тем, что периодические платежи носят длящийся характер, то для каждого платежа, в случае совершения обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, срок исковой давности исчисляется отдельно (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2014 по делу N 33-24447).

Эту точку зрения разделяет Верховный Суд РФ, который разъяснил, что признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"). Если ответчик погасил задолженность в принудительном порядке в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения суда, такие действия ответчика нельзя расценивать как признание долга, и в этой ситуации положения о перерыве течения срока исковой давности не подлежат применению (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2015 по делу N 33-9701).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

В последнее время «Газпром межрегионгаз» оказался связан с еще одним громким скандалом: прощением долгов за газ жителям Чечни на 9 млрд рублей. Такое решение принял Заводский районный суд Грозного, однако региональная «дочка» газовой монополии оспорила его в вышестоящей инстанции.

По оценкам самого «Межрегионгаза», к началу текущего года объем просроченной задолженности только населения оценивался в 37,9 млрд руб, притом что годом ранее долг составлял чуть более 30 млрд рублей, а долг всех категорий потребителей оценивается в 137,7 млрд рублей. Долги за газ, сформированные физическими и юридическими лицами, по нашей большой стране распределены неравномерно, и традиционно в регионах с депрессивной экономикой, в число которых входит большинство субъектов федерации на юге и Северном Кавказе.

В заключении скажу, что Пленум Верховного суда РФ вначале этого года вынес постановление, в котором указано, что долг за предоставление коммунальных услуг не может быть поводом для их отключения воды, света или газа. Другими словами ресурсоснабжающие организации должны предупредить человека о возникшем долге, предоставить ему отсрочку или рассрочку по оплате коммуналки. Только после того, как будут исчерпаны возможности «мирного» решения ситуации, можно отключать коммунальные услуги.

Кроме того, отключение коммуналки не должно создавать угрозу жизни и здоровью других лиц. Это означает, что отключение услуги не может причинять вред лицам, которые не являются должниками. Например, если в квартире проживает мать с ребенком. Собственником квартиры является мать и платить за коммуналку должна она. Часто бывает так, что денег нет, возникает долг. Отключение воды в этой ситуации ставит под угрозу здоровье ребенка, поэтому отключение невозможно.

Также в документе указывается, что собственники жилья могут требовать снижения платы за ЖКХ или ремонт общего имущества, если они оказывались некачественно или предоставлялись с перерывами, длительность которых превысила максимально допустимый срок.