Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Речевое развитие предполагает:

Ø владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

Ø развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Ø развитие речевого творчества;

Ø развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Ø знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Ø формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Василек» Подготовительная группа №3 Автор презентации Воспитатель: Гуляева Л. А.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании речевой деятельности детей Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры

Развитие речи для детей протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно - развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно -образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие связной речи через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Картотеки по развитию речи


Связная речь

Связная речь - смысловое развернутое
высказывание, обеспечивающее общение
и взаимопонимание
Связная речь - процесс, деятельность
говорящего
Продукт, результат деятельности,
текст, высказывание

Формы связной речи

Диалог
разговорная
лексика и
фразеология
простые и сложные
бессоюзные
предложения
кратковременное
предварительное
обдумывание
Монолог
литературная
лексика
развернутость
высказывания,
законченность,
логическая
завершенность
связность
монолога
обеспечивается
одним говорящим

Развитие диалогической речи

Собственно
речевые умения
Умения речевого
этикета
Умение общаться
для планирования
совместных
действий
Неречевые
(невербальные)
умения

Требования к диалогической речи

понимание речи окружающих и использование активной речи детей
Ранний
как средства общения
возраст
выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
возраст
вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
вопросы и задавать их
Средний
дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
возраст
участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
Старший формулировать и задавать вопросы
дошкольный формирование культуры общения
возраст

Признаки монологического высказывания

целостность (единство
темы, соответствие всех
микротем главной
мысли)
плавность (отсутствие
длительных пауз в
процессе
рассказывания)
объем высказывания
структурное
оформление (начало,
середина, конец)
связность (логические
связи между
предложениями и
частями монолога)

Для достижения связности речи необходим ряд умений:

понимать и осмысливать тему, определять ее границы
отбирать необходимый материал
располагать материал в нужной
последовательности
пользоваться средствами языка в соответствии с
литературными нормами и задачами высказывания
строить речь преднамеренно и произвольно

Связные высказывания

по функции
(назначению)
описание
повествование
рассуждение
контаминация
по источнику
высказывания
монологи:
- по игрушкам
- и предметам
- по картине
- из опыта
- творческие
рассказы
по ведущему
психическому
процессу, на
который опирается
ребенок
по зрительному,
осязательному или
слуховому
восприятию
по памяти
по воображению

В раннем возрасте - слушать и повторять по
подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
фразах рассказывать по картинке или об увиденном
на прогулке.
Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
наглядному материалу.
В средней группе дети могут составлять небольшие
рассказы из личного опыта сначала с опорой на
картинку или игрушку, а затем и без опоры на
наглядный материал.
В старшей группе дети связно, последовательно
пересказывают литературные произведения, выразительно
передавая диалоги действующих лиц, характеристики
персонажей.
В подготовительной к школе группе детей учат
строить разные типы текстов (описание,
повествование, рассуждение) с соблюдением их
структуры.

Приемы обучения рассказыванию

Совместное
рассказывание
Образец
рассказа
Анализ
образца
рассказа
План
рассказа
Частичный
образец
Составление
рассказа по
частям
Коллективное
составление
рассказа
Составление
рассказа
подгруппами
Моделирование

вспомогательные
вопросы
прослушивание
детьми своих
рассказов
указания
Приемы
подсказ
нужных
слов
исправление
ошибок

Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение
литературного текста в устной речи.
воспитательная ценность;
доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
с ярко выраженными чертами характера, понятными
мотивами поступков
четкая композиция
динамичность сюжета
разнообразные и точные определения

подробный
или близкий
к тексту
краткий или
сжатый
с творческими
дополнениями
виды
пересказа
с
перестройкой
текста
выборочный

Требования к пересказам

Осмысленность
Полнота
передачи
произведения
Последовательно
сть и связность
пересказа
Использование
словаря и
оборотов
авторского
текста
Плавность
пересказа
Выразительность
и фонетическая
правильность речи

Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

осмысленное восприятие
произведения
педагогическое руководство самим
процессом пересказывания
анализ и оценку речевой деятельности
детей

Рассказывание по игрушкам

монологописание
монологповествование

Виды игрушек

дидактические
(матрешки, башенки,
пирамидки, бочонки)
сюжетные (образные):
куклы, машины,
животные, посуда,
мебель, транспорт
наборы – мальчик,
девочка, сани, собака;
девочка, домик, курица,
кошка; заяц и собака

Виды занятий по игрушкам

Описание
игрушки
«Магазин игрушек» (посуды,
одежды), «Чудесный
мешочек», «Кто это?»,
«Почтальон принес посылку»
отгадывание и составление
загадок
рассказ по набору игрушек
Сюжетные
рассказы
(повествования)
рассказ по отдельной
игрушке

Рассказывание по картине

Предметные
картины
Репродукции
картин мастеров
искусства
Дидактические
картины
Серия или
набор картин
Сюжетные
картины

Требования к отбору картин

- содержание картины должно быть интересным,
понятным, воспитывающим положительное
отношение к окружающему

- картина должна быть высокохудожественной
- Не должно быть картин с чрезмерным
нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
от главного
- Сильное сокращение и заслонение предметов
вызывает их неузнаваемость.

Этапы обучении детей рассказыванию по картине

В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
рассматривание картины и умение отвечать на
вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат
рассматривать и описывать предметные и
сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте - дети
описывают предметные и сюжетные картины,
составляют сюжетные рассказы по серии картин,
придумывают начало и конец сюжету картины.

Рассказывание по картине (младший возраст)

Рассказывание по картине (средний возраст)

описание и
сравнение
предметных
картин
типы
высказываний
описание
сюжетных
картин
повествование
по серии
сюжетных
картин

Рассказывание по картине (старший возраст)

Рассказывание по картине (старший возраст)

Образец (для развития
творчества)
по одной из двух
предлагаемых для
рассказывания картин
в виде начала (дети
продолжают и заканчивают
его)
план в виде вопросов и
указаний

Построение рассказа по серии сюжетных картин

Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

«Почему на картину весело
смотреть?» или «Чем вас
развеселила картина?»

Творческий рассказ-повествование

Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

Рассматривание и описание натюрморта

«Сирень» И. Левитан
«Цветы» Д. Налбандян

Рассказывание из опыта

темы
Ср. гр. – как провели
праздник новогодней
елки; о родном доме, о
своей кошке или собаке;
как работали на
огороде; как меняли
рыбкам воду в
аквариуме; что видели
на кухне
Ст. и подг.гр. – о том, как
провели праздник; что
видели во время экскурсий
в библиотеку, в школу; про
то, как отдыхали летом;
наш огород; как шьют
одежду; мой лучший друг
(подруга); как мы
заботимся о малышах, о
маме

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

Рассказы,
отражающие
коллективный
опыт детей
о событиях, в
которых принимали
участие все дети
(экскурсия на
почту)
«Расскажи, как ты
Рассказы,
провел выходной
отражающие
день»; «Расскажи о
индивидуальный
своем доме»
опыт детей

Вид рассказывания определяет прием обучения:

анализ
и
оценка
детских
рассказ
ов
подска
з
нужног
о слова
образец
рассказа
воспитат
еля
план
рассказа
вспомогат
ельные
вопросы
указан
ия
совместны
й рассказ
воспитате
ля и
ребенка

Творческое рассказывание

сочинение
рассказов,
сказок, описаний
Формы
словесного
творчества
сочинение
стихотворений,
загадок,
небылиц
словотворчество

Этапы формирования детского художественного творчества

Первый
этап
Накопление опыта.
Произведения искусства помогают ребенку
острее чувствовать прекрасное в жизни,
способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве.
Второй
этап
возникает замысел, идут поиски
художественных средств.
поиски композиции, выделение
поступков героев, выбор слов, эпитетов.
Третй
этап
новая продукция.
анализ результатов творчества
взрослым.

Тематика творческих рассказов

С конкретным
содержанием
«Как мальчик нашел
щенка», «Как Таня
ухаживала за сестренкой»,
«Подарок маме», «Как Дед
Мороз пришел на елку в
детский сад», «Почему
девочка плакала», «Как
Катя потерялась в
зоопарке».
На отвлеченную тему
«Про веселый случай»,
«Про страшный случай»
по типу «У страха глаза
велики», «Про
интересный случай».

Виды творческих рассказов

рассказы
реалистического
характера
сказки
сочинение
рассказов по
аналогии с
литературным
образцом
описания
природы

Приемы обучения творческому рассказыванию

рассказывание детей вместе с воспитателем по
вопросам
придумывание детьми продолжения авторского
текста
вспомогательные вопросы
План в виде вопросов
рассказывание по сюжету

Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

приемы,
активизирующие
воображение
описание
персонажа
опора на образ
главного героя
при составлении
рассказа

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

Педагог советует, о чем можно
придумать рассказ (об интересном
случае, который произошел с мальчиком
или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
и волке)
Предлагает ребенку придумать название
будущего рассказа и составить план
«Сначала скажи, как твой рассказ будет
называться, и коротко – о чем ты
будешь рассказывать сначала, о чем в
середине и о чем в конце. После этого
расскажешь все».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

1
активизируется запас известных сказок с целью
этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
2 этап
3 этап
анализ схемы построения сказочного повествования,
приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
персонажей – героев будущей сказки, советует план,
начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
сюжета.
активизируется самостоятельное развитие сказочного
повествования: детям предлагается придумать сказку
по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
выбрать тему, сюжет, персонажей.

Описание природы

1. Обогащение детских представлений о природе в
процессе наблюдений, обучение умению видеть
красоту окружающей природы.
2. Рассматривания художественных картин и
сравнения красоты изображенного с живой
действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по
представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать
свои знания, впечатления, полученные во время
наблюдений, рассматривания картин, слушания
художественных произведений.

Связные высказывания типа рассуждений

- обучение их целостным связным рассуждениям,
состоящим из тезиса, доказательства и выводов
- формирование умений вычленять существенные
признаки предметов для доказательства выдвинутых
тезисов
- использовать различные языковые средства
для связи смысловых частей (потому что, так
как, поэтому, значит, следовательно)
- употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
- включать элементы рассуждения в другие типы
высказываний (контаминация).

1. Создание проблемных
ситуаций с опорой на
наглядный материал:
складывание
детьми разрезных
картинок и
объяснение своих
действий
выстраивание
серии сюжетных
картинок Игры
типа «Разложи и
объясни»

Обучение высказываниям типа рассуждений

определение
несоответствия
явлений,
изображенных на
картинке, выделение
нелогичных ситуаций
(игра «Небылицы в
картинках»)
выявление причинноследственных
отношений между
объектами,
изображенными на
картинке

Обучение высказываниям типа рассуждений

классификация
картинок по
родам и видам в
играх типа
«Убери
лишнюю»
отгадывание
загадок с
опорой на
картинку в
играх «Найди
отгадку»

Обучение высказываниям типа рассуждений

2. Задания на вербальной основе:
беседы по содержанию произведений художественной
литературы с обсуждением положительных и
отрицательных поступков героев, их мотивов
речевые логические задачи
объяснение пословиц, загадывание и
отгадывание загадок без опоры на
наглядный материал
составление высказываний-рассуждений на
предложенную тему (примерные темы:
«Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
можно назвать хорошим товарищем?»).

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребнка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребнка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.


Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста: Развитие связной речи «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.» /Ушакова О.С./ Формирование грамматического строя речи обогащение словарного запаса звуковая культура




Использование примов обучения связной речив педагогическом процессе: это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет. это сюжет, развртывающийся во времени и в логической последовательности. это текст, включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Описание Повествование Рассуждение


Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы». развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал каждого педагога.


Разминка: 1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: 1.« Печка, печка, спрячь меня!» 2.« Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» 3.« Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!» 4.« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» 5.«Служил я тебе много, Иван-царевич,- сказал серый волк,- сослужу и эту службу…» 6.« Постой, косой, вот как выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!» 7.« Свет мой, зеркальце, скажи…» 8.« Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся»


3. К какому виду творчества это относится? 1.« Без беды друга не узнаешь» 2.«На дворе трава – на траве дрова» 3.«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» 4.«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по- бежал» 5.«Жил, был в некотором царстве, в некотором государстве…» 6. «Раз-два-три-четыре-пять, Вышел зайчик погулять; Вдруг охотник прибегает, Из ружья в него стреляет… Пиф-паф! ой-ой-ой! Умирает зайчик мой!» 7. -«Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня, Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле: Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной..…» 8. -«Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки»


4 Возрастные особенности развития связной речи детей МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.


СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.


СТАРШИЙ ВОЗРАСТ Формировать умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинам с последовательно развивающимся действием. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени, несклоняемые существительные.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм поэтического текста. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.


Учить различать жанры литературных произведений, эмоционально передавать содержание небольшого и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.


Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку: 1. За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. 2. Снова восемь дней проходят; Люди в страхе дни проводят; Петушок кричит опять; Царь скликает третью рать И ведёт её к востоку, - Сам, не зная, быть ли проку. 3. Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. 4. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов.


Анна Филатова
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой»

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой .

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели».

С. Я. Маршак

Каждый год в детский сад приходят разные дети : смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны : машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе , к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников , побудить в них интерес к литературным произведениям , привить любовь к художественному слову , уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность , творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка . Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка , без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой .

Для достижения цели поставила следующие задачи :

Сформировать интерес к художественной литературе .

Расширять и активизировать словарный запас детей .

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Совершенствовать художественно -речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей .

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников , определила основные направления деятельности :

Создание предметно-развивающей среды .

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли портреты с изображением отечественных писателей, книги, сказки рассказы.

В театральном уголке обновились разные виды театров : «Пальчиковый театр» , «Деревянный театр» , маски с изображением героев сказок, медальоны с героями сказок, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей .

Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Отгадай сказку по картинке","Расскажи сказку»", «Чья это тень» , «Пазлы – сказки» , «Магнитные сказки» совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь , память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой :", "Шиворот - навыворот" «Перепутанные сказки» , "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши ", "Поэты" и др.).

Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное, или составить собственный рассказ, я использую наглядный план - мнемотаблицы. На плане изображаю последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода рассказа) к каждому из которых нарисованны условно (схематически) главные персонажи или объекты (человек, животное, дерево и т. д.) . Такой план помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно, рассказывать в дальнейшем.

Создала нестандартное оборудование, игры на развитие дыхания «Отгадай героя сказки» , «Волшебный ветерок» , «Мимика и лица» .

Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой . Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой .

В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники чинят книги из своей группы. Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Знакомя детей с художественной литературой , использую следующие формы :

Беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

Придумывание однокоренных слов;

Использование фразеологизмов и пословиц в речи детей ;

Пересказ сказки по ролям.

Чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой» , «Морозко» , «Лиса и журавль» и др. ;

Беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?» , «Правильно ли поступил герой» и др. ;

Игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

Игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок) ;

Игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки» .

Беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии »;

Дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?» , «Вред – польза» и др.

Трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с о специалистом по художественному творчеству «Колобок» ).

Работа с родителями.

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей , с этой целью была организована следующая работа :

Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации : «Что и как читать детям» , «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи » .

В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей . Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители учили с детьми любимые стихотворения,а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе , вызвало интерес к поэзии.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой .

Публикации по теме:

Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Развитие образной речи детей через знакомство с русской фразеологией Русский язык - один из самых богатых языков мира. Для того чтобы ребенок.

Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста Произведения детской литературы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и взаимопомощи. При чтении художественной.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.

Библиотека изображений:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Развитие речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МБ ДОУ Тацинский детский сад «Радуга» Коломыцева Р. В.

2 слайд

Описание слайда:

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей. Будьте внимательны к своим детям, повсеместно следите за их развитием и при любых задержках или отклонениях обращайтесь к специалистам. Помните: ваша речь – образец для подражания, ведь формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми

3 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей Грамматический строй речи. Фразовая речь. Звукопроизношение. Словарный запас.

4 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 2– 3 лет Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Грамматический строй: Пользуются как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. Допускают ошибки: -в роде существительных, - числе и падеже; -не всегда употребляют союзы и предлоги;

5 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение: В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Свистящие ([С], [З], [ЗЬ], [Ц]),шипящие ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) и сонорные ([Р], [РЬ], [Л]) он обычно или пропускает или заменяет: [С] → [СЬ], [ФЬ]; [З] → [СЬ], [В]; [Ц] → [ТЬ]; [Ш] → [СЬ], [ТЬ]; [Ж] → [СЬ], [ДЬ]; [Ч] → [ТЬ], [Щ] → [ТЬ], [Р] → [ЛЬ]. Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что у детей 2-х лет уже должна сформироваться фразовая речь. Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями. .

6 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 3 – 4 лет Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка составляет 1900- 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два), прилагательные. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Грамматический строй речи. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (3,4). Постепенно фраза увеличивается Допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении.

7 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]. Сонорные [р], [р’], [л] заменяют звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал). Фразовая речь. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок»

8 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 4 – 5 лет Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) Грамматический строй: Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети овладевают грамматическими формами: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении.

9 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение: Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Связная речь. Связно рассказывает о событиях из собственной жизни, описывает животных, игрушки, составляет рассказ по картинке или серии картинок, пересказывает знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2-3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

10 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 5– 6 лет Словарный запас. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.(Исключение составляют малознакомые слова). Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Остаются ошибки в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и так далее.

11 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение Дети правильно произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы. Может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Ребенок активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.).

12 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 6– 7 лет Словарный запас. К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. Грамматический строй. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам.

13 слайд

Описание слайда: