Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада. НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Знакомство c предложением

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Грамотейка»

Задачи:
1. Коррекционно – обучающие:
- Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); -Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки.
- Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
-Сопоставление местоимений в роде и числе.
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
-Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
3. Коррекционно – воспитывающие:
-Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Материал и оборудование: запись звуков природы, фонограмма песни « Жили у бабуси…», фанфары; иллюстрация с изображением короля, макет полянки, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.
Методические приёмы:
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный - использование карточек, игрушек.
словесный - вопросы учителя-логопеда, ответы детей, указания, обобщение.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, физкультурная минутка.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Художественно-эстетическое развитие"

Ход занятия:

1.Организационный момент.
Дети с учителем – логопедом заходят в зал, становятся полукругом.
-Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети отвечают.
-Сегодня по электронной почте я получила письмо. Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране «Грамотейка», где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.
-Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей).
-Мы пойдём по дороге знаний и погостим у короля страны «Грамотейка». В конце путешествия вас ждёт сюрприз.
-А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)
-Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.
Итак, мы на дороге знаний. Этот путь будет труден и долог. И прежде, чем мы туда отправимся, выполним пальчиковую гимнастику.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)
Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)
Окружает все забор (пальцами показать забор)
За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)
Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)
В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)
Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)
В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)
2. Гласные и согласные звуки.
Звучит музыка.
-Ребята, что вы слышите? (звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,
в стране Грамотейка есть свои звуки.

« Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку качать,
Но не умеют свистеть и ворчать».
- О каких звуках это стихотворение?(о гласных звуках)
-Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь.
-Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
Подходите по одному ко мне и называйте звук, который обозначает ваша буква. (Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).
-Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."
-А теперь споём вместе (поёт с детьми без музыкального сопровождения)
-Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.
-А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).
-Правильно, согласные.
Логопед читает стихотворение:
« А согласные -согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не могут они петь».
-Ну, чтож отправляемся дальше.
3. Дидактическая игра «Засели домик»
- Дети, нужно заселить домик по квартирам. В 1-е окошко поселим предметы, по которым можно сказать, что « она моя», во 2-ом «оно мое», в 3-ем « он мой», а в дверь зайдут все « Они мои»
- Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь можем отправляться дальше. До страны Грамотейка мы еще не дошли, но нас уже встречает сам король.
-Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)
-С какого звука начинается слово «король»? (ответы детей)
- Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях.
Логопед произносит твёрдо[К], топая пятками ног.
- Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)
- А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К"].
Логопед произносит мягко звук[К],наступая носками ног.
- Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].
Логопед вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания учитель-логопед следит за правильностью исполнения движений детей.
4. Игры с игрушками.
- Любимое занятие короля играть в игрушки на полянке
- Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.
- Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками, в названии которых есть звук [К].
-Поставьте на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова.
В процессе выполнения задания логопед спрашивает детей.
- Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].
- Где находится звук [К]?
Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.
- а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].)
- Верно!
- Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.
- Посмотрите, мы с вами пришли к пирамиде слогов
Логопед читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных
«Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!»
На этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт.
- Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.
- кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)
- Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)
- Почему? (в слове «лев» 1 слог).
Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.
-Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?
- Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.
-Нам пора поторопится.
5. Физминутка.
«Король наш потянулся, руки в стороны,
В кулачок и на бочок
Левую руку вверх-вниз
Правую руку вверх-вниз
Влево нагнулись, вправо нагнулись
Руки в стороны, в локтях сгибаются
А в плечах вращаются
Руки опустили, вдохнули носом,
Выдохнули ртом»
6. Игра «Буква потерялась»
- Мы опять никак не можем попасть в страну «Грамотейка», потому - что на нашем пути новое препятствие. Посмотрите, здесь написаны слова, у которых первая буква потерялась. надо ее найти.
На доске записаны слова: тарелка, стул, посуда, рыба, куртка, шкаф, ложка, жираф, вилка
- Молодцы, теперь мы можем идти дальше.
7. Звуковой анализ слова.
- Посмотрите, здесь снова какое-то письмо. В нем предлагается отгадать загадку. И надо сделать звуковой анализ слова.
На опушке,
на дорожке
стоит дом
на курьих ножках. (изба)
После того, как дети проанализируют его, звучит музыка и дети попадают в страну «Грамотейка».
8. Итог ООД
- Дети, где мы с вами были?
- Что делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какие задания вы бы хотели повторить еще раз?
Детям вручаются медали «Юным грамотеям». Логопед благодарит детей за работу.

Требования к образовательной подготовке детей в последние годы стали существенно жестче, чем раньше. Сейчас в детском саду начинают изучать иностранные языки, музыку, логику, знакомятся с окружающим миром, начиная с четырех лет. Придя в первый класс средней школы, ребенок уже обладает значительным запасом знаний. Как влияет такая нагрузка на мозг детей, пока рано говорить. Определенные выводы можно будет сделать только через два-три десятка лет, когда по данной программе пройдут учебу несколько поколений. Тем не менее обучение грамоте в подготовительной группе является одним из важнейших элементов подготовки к школе, и ему уделяется много внимания. Педагоги считают, что, помимо знаний, ребенку нужно привить навыки учебной деятельности, только тогда он сможет воспринимать новый материал и эффективно его использовать.

Обучение грамоте в подготовительной группе: основные аспекты

Очень часто воспитатели и родители задаются одним распространенным вопросом: "Нужно ли заниматься с ребенком, который не достиг возраста 6 лет?" Некоторые думают, что до того, как начнется обучение грамоте в подготовительной группе, никаких попыток по развитию детей в плане чтения предпринимать не нужно.
Это мнение в корне ошибочно, так как основной функцией детского сада является И здесь очень важно начинать учебный процесс еще в старшей группе, то есть во второй половине дошкольного детства.

Известные педагоги, такие как Выготский Л. С., считают, что в возрасте до 5 лет воспитательная программа еще не должна носить резко дифференцированный характер, однако уже начиная с пяти лет нужно учитывать все особенности развития детского мышления и психики, применяя четкое разделение обучения по категориям. Только такой метод позволит добиться наиболее высоких результатов.

Исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов в сфере образования, показали, что при обучении крайне важно дать детям знания не только в одной определенной области, но предоставить им целую систему понятий и взаимосвязей. Для того чтобы дошкольники смогли воспринимать все новое и усваивать материал, необходимо использовать самые разнообразные методы воспитания.

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов.

Непременным условием грамотности ребенка, подростка и взрослого человека становится способность сопоставлять разные единицы фонетической действительности. Помимо этого, дошкольники должны выработать у себя специфические навыки речевой активности.

По большому счету, логопеды советуют начинать изучать звуки и буквы еще в старшей группе. Дело в том, что в возрасте от 4 до 5 лет у детей очень остро развито так называемое лингвистическое чутье. В этот период они впитывают в себя всю новую лексическую и фонетическую информацию, как губка. Но уже через год это чутье постепенно уменьшается. Поэтому лучше всего начинать пораньше обучение грамоте. В подготовительной группе звук и буква "М", к примеру, изучаются на протяжении нескольких занятий, а вот дети пяти лет усваивают эти познания всего за один-два урока.

Самый популярный метод обучения грамоте

Одним из истоков преподавательской деятельности стала книга Д. "Родное слово", изданная еще в 19 веке. В ней были изложены основные методики обучения детей грамоте. Так как чтение рассматривалось как один из важнейших элементов образования, вопросы его преподавания всегда были очень актуальными.

С этой книгой настоятельно рекомендуется ознакомиться, прежде чем начинать занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа - это самый сложный период подготовки детей к школьной программе, поэтому здесь нужно быть предельно внимательными к индивидуальным мыслительным и психологическим особенностям каждого ребенка. Методики, разработанные лингвистами и педагогами, помогут в этом.

Ушинский создал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, в основе которого лежит рассматривание букв не как отдельных элементов, а как составной части слов и предложений. Этот способ позволяет подготовить ребенка к чтению книг. К тому же он дает возможность пробудить у детей интерес к грамоте, а не просто заставить механически выучить и запомнить буквы. Это очень важно. Ушинский предлагает разделить весь процесс преподавания на три составные части:

1. Наглядное изучение.

2. Письменные подготовительные упражнения.

3. Звуковые занятия, способствующие чтению.

Эта методика не утратила своей актуальности и в настоящее время. Именно основываясь на ней, строится обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой является весьма насыщенной, знакомится с чтением именно в такой последовательности. Эти этапы дают возможность равномерно и постепенно представить ребенку всю необходимую информацию.

Обучение грамоте в подготовительной группе по Васильевой

Одна из методик, которая применяется в детском саду, была разработана в 20 веке. Ее автором стала известный педагог и логопед Васильева М. А. Она разработала несколько программ, по которым нужно заниматься. В их основе лежит закономерная последовательность, на которой должно базироваться занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа предназначена для уже довольно больших детей, способных многое понимать. Сначала их нужно научить выделять отдельный звук, а потом уже рассматривать его в текстовом сопровождении. Такой способ имеет много особенностей и преимуществ.

Как же проходит по методике Васильевой обучение грамоте в подготовительной группе? Звук и буква "М", например, преподносятся следующим образом: сначала воспитатель просто показывает изображения в различных вариантах (графическая картинка, объемная, яркая и разноцветная). Позже, когда это знание закрепится, можно переходить к следующему этапу. Преподаватель знакомит детей со словами, в которых эта буква содержится. Это позволяет не только выучить алфавит, но и усвоить основы чтения. Именно такая последовательность наиболее предпочтительна.

Психологические особенности обучения в детском саду

Прежде чем начинать рассматривать буквы и звуки с детьми, нужно понять несколько важных особенностей. Каковы психологические основы такого процесса, как обучение грамоте? "Подготовительная группа, - Журова Л. Е., автор многочисленных работ в рассматриваемой области, отмечает, - это необыкновенно пластичный материал, позволяющий воспринимать и воспроизводить самые разные понятия и модели поведения". Процесс обучения чтению во многом зависит от способов преподавания. Очень важно, чтобы воспитатель правильно нацелил детей и заложил в них основы подготовки к школе. Что является финальной целью и букв? Это чтение и понимание того, что написано в книге. Это очевидно. Но прежде чем понять содержание книги, нужно научиться его правильно воспринимать. Текст - это графическое воспроизведение нашей речи, которое потом преобразуется в звуки. Именно они должны пониматься ребенком. При этом очень важно, чтобы человек мог воспроизвести звук в любом слове, даже незнакомом. Только в этом случае можно сказать, имеет ли успех обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой включает в себя знакомство с русским алфавитом, должна стать фундаментом дальнейшей грамотности детей.

Способности ребенка по воспроизведению звуков

Когда младенец только появляется на свет, у него уже есть врожденные рефлексы. Одним из них является способность реагировать на окружающие звуки. Он отзывается на услышанные слова изменением ритма движений и оживлением. Уже на третьей-четвертой неделе жизни ребенок реагирует не только на громкие резкие звуки, но и на речь окружающих его людей.

Очевидно, что простое фонетическое восприятие слов не является залогом успешного обучения чтению. Речь человека необычайно сложна, и для того чтобы ее понимать, необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня мыслительной и эмоциональной зрелости.

Исследователи выяснили, что подавляющее большинство детей в возрасте от шести до семи лет еще не могут разложить слова на слоги. Поэтому обучение грамоте в подготовительной группе должно строиться в строгом соответствии с этими особенностями. Ни в коем случае нельзя давать ребенку задачу, с которой его мозг просто не в состоянии справиться в силу своей незрелости.

Непосредственный процесс обучения грамоте

Вопросами разработки программы знакомства дошкольников с буквами и звуками занимаются методисты каждого образовательного учреждения. Именно поэтому занятия в различных детских садах могут существенно отличаться. Но, несмотря на внешние расхождения, смысл учебного процесса един во всей системе образования. Он включает в себя три этапа, уже перечисленные выше.

Конечно, при непосредственном изучении букв преподаватель учитывает множество факторов: настрой детей в данный конкретный момент, их количество, поведение, а также другие важные мелочи, которые могут улучшить или ухудшить восприятие.

Значение звукового анализа в обучении чтению

В последнее время многие логопеды высказывают мнение, что методики, по которым проходит знакомство с грамотой, уже устарели. Они утверждают, что на этом этапе не так уж и важен. То есть сначала нужно просто добиться того, чтобы дети запомнили графическое изображение букв, не пытаясь воспроизвести их звучание. Но это не совсем правильно. Ведь именно произнося звуки, ребенок услышит их и сможет лучше воспринимать речь других людей.

Планирование обучения грамоте в подготовительных группах

Если попасть в дошкольное заведение в разгар дня, то может создаться впечатление, что там царит хаос. Дети играют небольшими группами, а кто-то вообще сидит на стуле и рисует. Но это не так. Как и все остальное, что происходит в детском саду, имеет свою программу и обучение грамоте. Подготовительная группа, планирование занятий в которой подчинено строгим рекомендациям Министерства образования, не является исключением. Программа составляется на учебный год, согласовывается с методистами и утверждается лицом, заведующим дошкольным учреждением.

Как составляются конспекты занятий

Обучение грамоте проходит не в произвольном порядке. Это на первый взгляд кажется, что воспитатель просто играет с детьми, но на самом деле это часть знакомства с буквами. Ход занятия определяется педагогом, а помогает ему в этом заранее подготовленный конспект. В нем указаны время, которое будет отведено учебе, тема, которая должна быть раскрыта, а также набросан примерный план.

Иностранный опыт обучения грамоте

Пока новые методики, которые разработаны зарубежными специалистами, не сильно внедряются в российскую систему Наиболее популярны два способа обучения, пришедшие к нам из других стран, - системы Монтессори и Домана.

Первый подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку и всестороннее творческое развитие. Второй предполагает изучение не букв и звуков в отдельности, а сразу слов целиком. Для этого используются специальные карточки. На каждой из них пишется слово. Карточка показывается ребенку на протяжении нескольких секунд, а также озвучивается то, что на ней изображено.

Сложно внедрить в муниципальных детских садах, так как количество воспитанников не позволяет уделять достаточно внимания каждому из них в отдельности.

Система Домана критикуется российскими логопедами, которые утверждают, что она применима для изучения английского языка, но не подойдет для русского.

галина агафонова
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Хочу все знать»

Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .

Составила воспитатель первой квалификационной категории Агафонова Галина Леонидовна.

г. Онега МБДОУ № 2 «Ромашка» .

«Хочу все знать »

Цель :

Закрепление у детей ранее полученных знаний.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

Образовательные :

Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;

Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;

составлять предложения из 4 слов;

подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

развивать связную речь.

Развивающие :

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.

Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!

Вы любите играть?

Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Хочу все знать

Но для начала нам нужно разделиться на две команды - «Знатоки » и «Умники» ! (дети выбирают карточки-символы)

Пожмите друг другу руки и произнесите клятву : - «клянемся не злиться, не сердиться, не обижаться. А быстро думать и честно сражаться!»

Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.

Ну что, готовы! Разминка для всех команд : «Исправь предложение» .

1. дед в печи, а дрова на печи.

2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.

Разминка завершена и первое задание.

У меня в руках «Чудесный мешочек» , в котором лежат предметы. Вам нужно достать один предмет, назвать его и придумать предложение из 4 слов. (члены команд по очереди достают предметы и отвечают) .

Молодцы! Справились! Переходим к следующему заданию. Игра «Придумай слово» .

Прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.

задание для команды "Умники":

1. СА- ;МА-;ЛО-.

Задание для команды "Знатоки ":

2. МИ- ;ША-; РО-.

Замечательно! Не устали? Продолжаем игру («Волшебный мяч» ).

А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?

СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)

Что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)

СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)

Что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .

При выполнении этого задания вам потребуется внимание, скорость. Игра «Обведи картинку» . Нужно добежать до мольберта, обвести картинку, в названии которой есть звук «а» . Каждый игрок обводит один предмет.

(по сигналу дети выполняют задание) .

А сейчас - пауза! Игра «Горошина» (дети берут по 2крупные бусинки) :

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!

Кладем свои горошины, не будем их катать.

Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.

«Зарисовка слов» (дети выполняют задание за столами) .

Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.

Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)

Большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)

Вопрос команде «Знатоки » :- почему тучка хмурая? (тучка хмурая, потому что осталась одна на небе) .

Вопрос команде «Умники» :- почему смеётся солнышко (солнышко смеётся, потому что наступила весна)

Вам снова потребуется скорость, смекалка, внимание для выполнения следующего задания. Игра «Не ошибись» .

Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .

И последнее задание нашей игры «Хочу все знать » (задание выполняется за столами) . Игра «Раскрась звуки» . Перед вами картинки со схемами. Нужно раскрасить схему к каждому слову. Не забывайте, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные - синим.

Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.

Уважаемые «Умники» и «Знатоки » , вам понравилась наша игра? Как вы думаете, какая команда победила?

Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу!

Всем знатокам игры вручаются медали.

Публикации по теме:

Игровое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Незнайке!» Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте. Задачи: 1. Создать условия для мотивации работы детей во время НОД.

Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В школу нам пора» Программные задачи: - Познакомить с буквой «Ь», учить объяснять, в каких словах эта буква разделяет гласный и согласный звуки, а в каких.

План-конспект НОД по обучению грамоте для подготовительной группы д/с

(целесообразней проводить по подгруппам)
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте).

Тема.Знакомство детей с предложением.

Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

Программные задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.

Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.

Ход НОД:

I часть. Дети сидят полукругом.
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
- Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».

Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
- А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
- В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
III часть. А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
- Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
- Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
IV часть. Физпауза. Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил.
V часть. Проходим за столы.
- Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Самостоятельная работа детей . Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
VI заключительная часть. Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.