Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников. Консультация для педагогов "логико-математические игры"

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».

В. А. Сухомлинский

Развивающие игры способствуют развитию:

Ø - Внимания

Ø - Мышления

Ø - Памяти

Ø - Логике

Ø - Мыслительным процессам:

· Сравнение

· Классификацию

· Обобщение

· Синтез.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Логико - математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно - печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 - 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи - головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи - шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол) .

Назначение загадок и задач - шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра - «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 «Золотая рыбка»

города Байконур

Мастер-класс

«Развитие логического мышления средствами

логико-математических игр»

Подготовила:

педагог-психолог:

Пашина Ирина Александровна

образование: высшее профессиональное

г. Байконур, 2016 г.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.

Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В качестве принципов дошкольного образования выступают:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).

Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).

Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).

Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).

Игры с блоками Дьенеша.

Игры с цветными палочками Кюизенера.

Игры Воскобовича

Игры-головоломки

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Поэтому цель моей работы: способствовать развитию, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логико-математические игры.

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Наблюдая за детьми во время непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, я обратила внимание, что они часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с логико-математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Поэтому в свою работу по развитию логического мышления я стала включать технологии и методики таких известных авторов, как: Д. Кюизенера, З. Дьенеша В. Воскобовича, В. Кайе, К. Гаттегно, игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм, Пентамимо…, а также логико-математические игры и пособия, заимствованные из сети интернет и изготовленные мною из бросового и подручного материала. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Для того, чтобы способствовать развитию у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий:

    работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,

    учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,

    использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

    творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения

    создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие авторские методики и разработки, которые я использую в своей работе.

    Джордж Кюизенер бельгийский педагог.

Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек (в основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия). Кюизенер использовал их при обучении арифметике.

Плюсы методики Кюизенера:

Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.

Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.

Хотелось бы отметить еще одну замечательную методику – блоки Деньеша.

Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми.

Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках.

Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких до начальной (и даже средней) школы.

Еще одна не менее интересная методика по развитию логико-математических представлений у детей – это игры Воскобовича.

    Игры Воскобовича

Немного истории

Вячеслав Вадимович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. По профессии он инженер-физик. Но так сложились обстоятельства в родной стране, что молодому отцу Воскобовичу пришлось углубиться в педагогику с головой. Когда у Вячеслава Владимировича появились дети, он всерьез задумался о их всестороннем развитии. К сожалению, в те годы не было большого выбора среди игр, а те педагоги-новаторы, кто предлагал методику раннего обучения, советовали изготавливать все игры из подручных материалов. Вдохновившись работами Зайцева и Никитина, Воскобович решил создать что-то совершенно новое, что было бы интересно не только его детям, но и их сверстникам.

Пусть у Вячеслава Воскобовича не было педагогического образования, но интуиция в выборе методов для воспитания своих детей, открыла перед ним двери настоящего педагогического творчества. Создавая свою первую игру, он придумал интересную сказку, в ходе которой герои должны вместе с ребятами разгадать загадку новой игры и сделать интересное открытие.

Особенности развивающих игр Воскобовича:

    Игры разработаны исходя из интересов детей.
    Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

    Широкий возрастной диапазон.
    В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше.
    Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.

    Образность, многофункциональность и универсальность.
    Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.

Играя только в одну игру, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т.д.).

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

    Творческий потенциал

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.

    Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

    Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

    Сказочная огранка

Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.

Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: специально организованная деятельность: занятия, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

Способы реализации технологии.

В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой

Игры В. Воскобовичa можно рaзделить нa:

    игры, нaправленныe нa творческоe конструированиe;

    игры нa рaзвитие логики и вообрaжения;

    игры, обучaющиe чтeнию;

    игры нa рaзвитие мaтeматических способностeй.

Привeду примeры сaмых извeстных игр и зaданий с ними, которые используются в моей работе:

    «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)

Это игрa нa рaзвитиe логики и вообрaжeния. Косынкa, Вeчное Оригaми, Клeновый листок – всe это синонимы Квaдрaта Воскобовичa. Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Рeшать зaдачи рeбенку помогaют мaма Трaпеция, пaпа Прямоугольник и дeдушкa Чeтырeхугольник. Вaриaнтов сложeния – 1.000.000 (!).

Игру сопровождает методическая сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата. В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в альбоме, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Предлагаю вам ознакомиться с этой замечательной игрой. Давайте соберем фигуру, как показано на экране.

    «Прозрачный квадрат» или «Нетающие льдинки озера Айс»

Прозрачный квадрат - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра состоит из 30 квадратных прозрачных пластинок с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, пятиугольник и шестиугольник. Вся остальная часть пластины прозрачная, за счёт чего при наложении их друг на друга узор меняется. Из этих пластинок можно составлять разные картинки, и даже целые композиции. Играя с пластинками, ребёнок знакомится с такими понятиями, как форма, величина, соотношение целого и части, у него развивается память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности, конструкторские способности, воображение. Эта игра прекрасно развивает образное и пространственное мышление, логику, даёт математические знания и представления о геометрии. Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Вместе с мудрым Вороном Мэтром ребёнок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.

Задания в инструкции разделены на три группы (три дня провел Ворон Мэтр на Озере Айс, состязаясь с его хранителем). В первый день Ворон решал задачки на анализ геометрических фигур и соотношение части и целого, во второй день он складывал квадраты из различных частей и самые разные фигурки, а на третий день играл с Хранителем Озера Айс в «Вертикальное домино». В эту игру могут играть в паре и подгруппой. Все пластинки кладутся на середину стола, игроки по очереди берут по одной пластинке и строят из них квадрат (если пластинка не подходит она кладется рядом и дает начало новому квадрату). Тот, кто достраивает квадрат до целого – забирает его себе и получает столько очков – сколько частей в квадрате. Выигрывает тот, у кого больше пластинок (или очков).

    «Прозрачная цифра»

«Прозрачная цифра» - необычная игра, которая способствует развитию математических представлений и понятий о пространственных отношениях; структуре цифр и букв, как знаков.

С ней ребенок познакомится с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность; поймет, как классифицировать предметы по определенным признакам; научится сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок; усвоит, что один и тот же образ может быть воспроизведен различными способами; сможет составлять знаки и фигуры по образцу и по памяти.

Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления. Составляя из пластинок цифры, буквы и самые разные фигуры, ребенок будет развивать воображение и творческие способности, мелкую моторику рук и речь.

Игра состоит из 24 прозрачных пластинок с элементами «электронной восьмерки» четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого и 10 картонных карточек-трафаретов. Размер прозрачных карточек – 5*8 см. Элементы цифр на картонных и прозрачных карточках – одинакового размера.

Основная суть игры в том, что, накладывая прозрачные карточки друг на друга или на трафареты, можно составлять различные знаки и фигуры. Причем, составлять их можно самыми разными способами – одну и ту же цифру можно сложить и из двух и из четырех пластинок. Необходимо соблюдать лишь одно правило – цветные полоски должны накладываться только на не закрашенные, иначе игра теряет смысл. На первоначальном этапе можно использовать трафареты, как подсказку, в дальнейшем знаки рекомендуется собирать по памяти.

Помните, как в детстве учились писать почтовый индекс? Теперь его можно не только написать, но и собрать необычным и интересным способом!

Из полосок еще можно конструировать еще и буквы, и предметные силуэты (как из альбома, так и собственные, фантазийные).

    «Игровизор»

Что он из себя представляет? Это блокнот размера А4 из двух скреплённых листов. Нижний лист картонный, верхний - из прозрачного пластика. Под пластиковый слой подкладываются листы с развивающими заданиями, на нём ребёнок маркером на водной основе выполняет различные задания, которые затем легко удаляются.

В своей работе я использую аналог этой замечательной игры –тренажера, которую назвала «Необычный экран» (идею подсмотрела в интернете). За основу я взяла обыкновенные прозрачные уголки для бумаги. Вставляя любые черно-белые и цветные графические задания, можно рисовать маркером на водной основе, раскрашивать, штриховать и не бояться ошибки. Ошибка легко стирается салфеткой. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

На что следует обратить внимание во время занятий с детьми по играм Воскобовича:

Подготовка.

Перед тем как предлагать игру детям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

Речь.

В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте детей, что они делает, почему выбрали именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

Статичность.

Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

Усидчивость .

Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

    Еще бы хотелось обратить ваше внимание на игровые пособия российского избретателя, инеженера-физика Виктора Августовича Кайе .

Немного истории

Виктор Кайе - инженер-техник, поэт, бард, да к тому же еще изобретатель. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками. Беда в том, что большинство его изобретений, не находя массового покупателя, так и остаются в единичных экземплярах.

Рождение второго сына послужило для Виктора Кайе своеобразным катализатором. Большинство советских игрушек будущий изобретатель “испытал” еще на старшем, и с появлением второго ребенка захотелось чего-то новенького, оригинального. Так, в 1979 году двухлетний Алексей получил в подарок от папы игрушечную ракетную установку. И Виктор Августович просто-таки с головой погрузился в новое увлечение. К 1984 году он получил уже 11 авторских свидетельств, а в 1987 стал лауреатом конкурса научно-технического творчества молодежи.

Развивающие методики и технологии В.Кайе решают следующие задачи:

    формируют творческое объёмно – пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации;

    формируют и развивают восприятие, концентрацию внимания, памяти, воображения; оказывают стимулирующее влияние на развитие речи; тренируют тонкие движения пальцев; развивают умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, моделировать цвета и предметы;

    развивают фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе сверстников;

    формируют исследовательское поведение, поисковую деятельность и такие волевые качества, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.

Игры В.А. Кайе относятся к особому виду детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования» и представляют собой целую развивающую систему. Самая главная особенность его игр – это многофункциональность (сочетают в себе пасьянсы, плоские трансформеры, графические конструкторы и супердомино) и вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума.

Вот некоторые из них:

    «Ромбики Кайе»

    «Дуги Кайе» и «Колечки Кайе»

    «Радужный (речной, лесной, солнечный) лабиринт»

    «Трикубики»

    строительный набор «СтройКайе»

    мозаики «Насыпные шарики»

    волчки (пластмассовые, деревянные, расписные);

    «Зелёные поляны», «Мосты и берега»

Хочу остановиться подробнее на игре, которую я активно использую в своей работе. Это развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе».

    Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» служит для индивидуальной или коллективной игры в возрасте от 3 до 11 лет.

Набор состоит из 84 объёмных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, обратная сторона однотонная.

Многофункциональность:

В качестве графического конструктора для создания фигур, из частей рисунков на элементах.

В качестве графического трансформера для изменения полученных фигур.

В качестве плоской мозаики.

Для игры в домино.

Для конструирования и экспериментирования.

Возможности элементов:

Элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости;

Элемент можно установить в угол, образованный другими элементами;

Изменять рисунок за счёт поворота элементов;

Создание композиций больших размеров.

Занятия и игры Кайе способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости, и в пространстве, развитию чувства гармонии пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребёнка с наличием дефекта, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние, снимают эмоциональное напряжение, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

В процессе применения данной игры, я решила немного расширить его возможности. Мною было изготовлен ее напольный вариант. В процессе игры с этим вариантом, дети не находятся в одном положении, а постоянно находятся в движении, выкладывая изображение на ковре.

    Еще одно игровое пособие - Математический планшет

Что такое математический планшет

Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик".

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

Что входит в набор

Квадратный планшет с 25 штырьками

Комплект цветных геометрических фигур (2 квадрата, 2 треугольника, 2 круга)

Комплект цветных резинок

Книжка с заданиями

Что развивает математический планшет

Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание.

С чего начать

Сначала нужно дать ребёнку планшет, посчитать штырьки, а потом, взяв, резиночки, (небольшое количество) показать, как натягивать резинки на штырьки. Тут вы должны запомнить сами и постоянно об этом напоминать ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.

Варианты игр

    С детьми 3-5 лет:

Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).

- «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами.

Отгадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.

Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).

    С детьми 6-7лет:

Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.

Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.

Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение.

В своей работе по применению логико-математических игр мною были найдены в сети интернет множество интересных пособий фабричного производства, а также изготовленных из бросового материала, и некоторые из них я применила в своей практике, немного видоизменив.

    Палочки Гранна

Данная игра является вариантом хорошо нам известных счетных палочек.

Игра является аналогом польской игры фирмы Granna «Палочки» и является прекрасным дидактическим, строительным и художественным материалом. В мой набор данного пособия входит 48 палочек (по 12 цветов красного, желтого, зеленого и синего цветов), изготовленных из ПВХ, размером (12х1,5см). В комплект входит 16 ярких схем-картинок размером А5. Карточки разделены по цветам, обозначая уровень сложности: светло-розовый цвет карточек - самый простой, для малышей, светло- голубой - посложнее, светло-желтый - самый сложный.

Играть с палочками можно и с малышами, и с детками более старшего дошкольного возраста. Игра состоит в том, чтобы из палочек сложить фигуры указанные на картинках или придуманные самими детьми.

С помощью этих палочек, ребята научились собирать разные картинки, как рисунок, которые, самостоятельно, придумали, закрепляли навыки счета и состав чисел, с детьми подготовительной к школе группы мы выкладывали буквы, собирали фантастических животных и многое другое.

Игры с палочками способствуют развитию у детей дошкольного возраста креативного, логического, наглядно-образного мышления; развивают внимание, мелкую моторику. Развивают навыки счета. Формируют начальные представления о геометрии.

    Конструктор «Велькрош» (автор Олеся Жукова)

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для дошкольников от 2 до 7 лет. Для изготовления конструктора мне понадобилась только застежка-липучка, называемая также «велкро», шириной 2 см. и ножницы. Чтобы конструктор был нарядным и интересным, я приобрела липучку 5-7 разных цветов, выбирая самые яркие и красивые.

Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если правильно с ним заниматься и показав ребенку все его интересные возможности.

Я показывала детям приемы, с помощью которых полоски могут изменять свою форму и соединяться друг с другом. Так детали с разной поверхностью можно соединять разными способами: внахлест под разными углами, концами в линию, в кольцо или в «лодочку», сторонами в широкую полоску, по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

Только после того, как дети научились повторять собранные мною модели и освоили разнообразные приемы конструирования, я стала давать задания на словах, например, сделай зайчика или сделай ракету, побуждая ребенка использовать полученные навыки, память и фантазию.

Возможности «Велькрошки», несмотря на простоту, достаточно разнообразны, чтобы изображать растения, животных, предметы, архитектурные сооружения и многое другое.

    Вязаный конструктор «Фантазия»

Пособие включает набор вязаных полосок длиной 10 см и шириной 2, 5 см, по 10 шт. каждого из представленных цветов в пособии, с одной стороны полосы - пришита пуговица, с другой - находится петля, в набор входят карточки-схемы. Пособие дополнено полосками из фетра, длиной 10 см и шириной 2,5 см. Пособие предназначено для детей 2-7 лет.

Цель:

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;

Развитие психических процессов;

Изучение и закрепление знаний основных цветов;

Формирование умения создавать различные модели по образцу, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу;

Развитие умения самостоятельно решать поставленные задачи;

Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта;

Уточнение (или знакомство) знаний о геометрических фигурах, букв и цифр;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

Развитие фантазии и творческих способностей.

Успешно применив данное пособие на практике, я пришла к выводу, что его можно дополнить полосками из фетра, такой же длины и ширины. В итоге, функциональные возможности моего пособия увеличились.

Пособие простое и понятное. Оставляет много простора для детской фантазии!

Представляет собой набор разноцветных, одинаковых по размеру, но разных по цвету, геометрических фигур (квадраты, треугольники, круги), а также фигуры прямоугольной формы, разного цвета с делениями для вставки друг в друга, карточки-образцы.

Пособие позволяет сформировать :

Способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение)

Представление о геометрических фигурах, цвете;

развивать:

Наблюдательность,

Творческое воображение,

Мелкую моторику пальцев рук

С помощью данного пособия дети в игровой форме смогут овладеть:

Умениями плоскостного конструирования;

Умениями классификации геометрических фигур по цвету, форме;

Умением ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Умениями выделения сходства и различия между геометрическими фигурами;

Умениями конструирования по схеме-образцу и по собственному замыслу.

    Пентамимо

Пентамино - очень популярная логическая игра. Запатентовал головоломку «Pentomino» Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния.

Пентамино – это популярная логическая головоломка для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает. Многие уже давно знакомы с этой головоломкой по игре тетрис, которая основана на идее пентамино.

Из элементов головоломки складываются симметричные узоры, буквы, цифры, животные. Одной из самых распространенных задач пентамино - сложить прямоугольник из всех фигур. При этом фигуры не должны накладываться друг на друга и не должно быть пустот.

Пентамино развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.

Ребенку 5-6 лет можно дать задание выложить фигуру по образцу или придумать самому. В результате получится плоскостное силуэтное изображение - схематичное, но понятное по основным характерным признакам предмета, пропорциональному соотношению частей, по форме.

Малышу можно показать, как сложить прямоугольник. Обратите внимание ребенка на то, как фигуры лежат, нечаянно поломайте прямоугольник, попросите ребенка повторить. Также научите складывать по образцу, как мозаику.

Игру Пентамино можно изготовить самим. Для этого необходима бумага высокой плотности (или белый немелованный картон) и цветной принтер. Выбрала размер исходного кадратика для фигур (например, 2х2 см.). С помощью графического редактора Adobe Photoshop нарисовала элементы игры. И все, распечатала, заламинировала и вырезала. Изготовила аналогично схемы и задания к игре. Схемы распечатала на цветном принтере.

    Игра-шнуровка «Умные фигуры»

Идею развивающей игры - шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь Монтессори Мария, автор популярной развивающей методики, названной в честь ее имени методикой Монтессори. С тех пор занимательные игры шнуровки пользуются популярностью среди взрослых и детей во всем мире.

В магазинах можно выбрать много наборов для занятий с веревочкой, но фантазия подсказывает, как можно без каких-либо материальных затрат своим руками сделать игрушку, которая доставит малышам больше радости.

Кроме желания мне понадобились красивые шнурки и фигурки, изготовленные из

и материал для основы. Вариантов из чего можно вырезать контур игрушки очень много: пластик, линолеум, пенный полимер, плотный войлок, фетр и т. д.

Но я решила остановить свой выбор на ПВХ, посчитав, что материал гигиеничен (можно обрабатывать любым дезинфицирующим средством) и устойчив к длительному использованию.

Шнуровки бывают плоскими и объёмными; их делают в форме ботинок, различных зверушек, фруктов и пр. Мне захотелось апробировать вариант с использованием шаблонов из геометрических фигур, посчитав, что данный вариант поможет запомнить основные формы, который я с удовольствием реализовала.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Оказывать детям поддержку необходимо в случае затруднений, которая заключается в различных видах помощи.

Стимулирующая - используется в условиях низкого познавательного интереса ребенка, недостаточной произвольности поведения.

Направляющая - предъявляется в связи с несовершенством владения средствами и способами деятельности ребенка, сниженной способности планировать. последовательность выполняемых действий.

Обучающая - применяется в ситуациях, когда предыдущие виды помощи не оказались достаточными.

Где стимулирующая помощь является наименьшей дозой помощи ребенку, а обучающая – наибольшей.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие логического мышления у детей через логико - математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

Наталия Бабалыхян
Логико-математические игры в работе с дошкольниками

Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи , наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования . Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике .

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.

Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют : освоению детьми средств познания : эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания : сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Для данного вида игр характерна : игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат : собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, проблема логико – развивающей , математической игры , как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр ».

Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления , стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры .

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. Способствовать развитию образного и логического мышления , умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.

3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.

4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа :

Создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека» , где расположены развивающие, дидактические игры , оформлен центр «Математики и конструирования» …/;

- разработана модель педагогического процесса;

- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;

- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;

Составлена картотека логико-математических игр ;

Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как : формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.

В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.

Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий :

1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану , то есть модели педагогического процесса.

2. Мероприятия, реализующие программу формирования логико -математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…

4. Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико -математического мышления у детей.

Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы :

Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей ;

Изучение имеющихся знаний у детей;

-Разработка и апробация моделей педагогического процесса;

Анализ полученных результатов.

В своей работе опирались на принципы организации игр /С. А. Шмаков/.

Отсутствие принуждения;

Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;

Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Учитывали, что для логико – математической игры характеры :

Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.

Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

Общая направленность на развитие инициативы детей.

Современные логико-математические игры разнообразны : настольно-печатные игры / «Цвет и форма» , «Игровой квадрат» , «Логоформочки» /, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех» , «Геометрический конструктор» , «Шар» /, игры на плоскостное моделирование /«Танграм» , «Крестики» , «Соты» , «Монгольская игра» /, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор» , «Уникуб» /, игры на составление целого из частей / «Дроби» , «Чудо-цветик» /, игры-забавы /перевертыши , лабиринты/.

Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности . В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

Также в работе с детьми , использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры , как «Домино» , «Угадай-ка» , «Необычные фигуры» , «Засели домики» , «Где, чей гараж» , «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера :

Научить работать коллективно ;

Придерживаться определенных правил;

Уметь проигрывать , но стремиться к победе честными способами;

Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически , удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры : «Сделай сам» , «Уникуб» , «Кубики для всех» , «Дроби» , «Палочки Кюзинера» , «Блоки Дьенеша» , «Игровой квадрат» , «Танграм» , «Сложи узор» , «Шар» , «Игра с цветом» и другие.

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности :

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .

3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры , стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

) я заинтересовалась не спроста. Возможно, кто-то из постоянных читателей помнит мой конспект . В нём я писала, что уже в средневековье занятие на выкладывание рисунков и узоров считались очень полезными для развития детского творчества. Материал для выкладывания может быть самым различным: обычные кубики, пуговицы, лучинки, мозайки и т.п. Кубики Никитина, на мой взгляд, имеют преимущества по сравнению с другими материалами для выкладывания. При игре с ними требуется не просто положить кубик, а кроме того подобрать подходящую для рисунка грань, что усложняет задачу.

В наборе 16 одинаковых кубиков, и брошюрка со схемами. Игра заключается в выкладывании рисунков и симметричных узоров.

Каждая грань кубика имеет свою расцветку:

Таким образом из этого набора можно сложить просто невероятное количество рисунков и узоров. Мы пока практикуемся на самых простых:

В комплекте с кубиками идет содержательная брошюра. В ней очень много вариантов схем. Выкладывание рисунков по образцам всего лишь промежуточный этап занятий с этими кубиками. Основная цель — это, конечно же, заставить работать фантазию и начать придумывать собственные рисунки.


В дополнение к набору я приобрела альбом с заданиями (My-shop):





Кубики выполнены из пластика. Видно, что изначально они были синие. Красный, желтый и белые цвета приклеены сверху.

Свое знакомство с кубиками мы начали с выкладывания простейших рисунков и занятий по альбому. Сказать, что у нас случился ажиотаж с появлением кубиков Никитина, не могу. На данном этапе Яна больше любит играть в сюжетные игры, в том числе с этими кубиками. Они у неё играют роль грибов 😀 .

Палочки Кюизинера

Это многофункциональный счетный материал (My-shop). В набор входят 10 видов палочек. Каждый размер палочек выделен своим цветом. Чем больше размер палочек, тем меньше их количество. Больше всего самых маленьких палочек (белых — 25 штук), меньше всего самых больших палочек (оранжевых — 4 штуки).

Помимо обучению счета из этих палочек можно выкладывать различные узоры и рисунки. Надо отметить, что обычные счетные палочки имеют мало общего с палочками Кюизинера. Последние достаточно крупные. В поперечном сечении имеют форму квадрата, поэтому из них можно выкладывать даже объемные фигуры.

Особый интерес к этим палочкам у меня вызван изучением проверенных временем методик развития. В 19 веке педагог-новатор разработал ряд материалов для развития детей. Одним из элементов развития творчества являлось выкладывание изображений из лучинок. Когда я увидела впервые палочки Кюизинера, кубики Никитина и альбомы со схемами к ним я несказанно обрадовалась, что в настоящее время есть аналоги даров Фрёбеля. Нельзя не отметить, что современный вариант развивающих материалов более приятный и многофункциональный нежели средневековый. По палочкам Кюизинера можно изучать цвета, размеры, счет, сравнения, простейшие арифметические операции.

Кроме того, специально для палочек разработан ряд альбомов и комплектов со схемами, которые дополнительно увеличивают интерес. Мы приобрели комплект «На злотом крыльце…». Комплект замечательный, но на мой взгляд в нем мало схем для самых маленьких. Ниже несколько фото разворотов:



С палочками, как и с блоками Дьенеша, существует множество вариантов произвольных игр. Так как мы только начали своё знакомство с ними, то играем в самые простые варианты:

Вероятно, со временем у нас наберется копилка с играми для палочек. Сегодня приведу пример, как я учила Яну выкладывать домик. Обычное пошаговое повторение оказалось не интересным и в этом случае даже нельзя сказать, что домик у Яны не получался. Он у нее вообще не хотел строится, потому что все наши палочки — это «желе, которое надо кушать малышам (плюшевым игрушкам)»:oops:. Пришлось навязать свой сюжет. Для этого я использовала сказку про зайца и лису. Яне был выдан следующий реквизит: наклейка зайца, 4 синие палочки, 2 красные палочки и лист А4. Себе я взяла: 4 палочки оранжевого цвета, 2 красного цвета, наклейку с лисой и лист А4.

  1. Наклейки наклеили на центр листов. Я делала первая, Яна следом за мной.
  2. Сделали пол — каждый положил свою палочку под наклейкой.
  3. Сделали потолок — положили палочку над наклейкой.
  4. Построили стены — положили палочки по бокам.
  5. Затем построили крышку — две палочки сверху. В этот момент лицо Яны засияло от получившегося результата.

В интернете выложено большое количество игр с палочками Кюизинера рассчитанных на разные возраста. Их можно найти, введя в поисковик фразу «конспект занятий с палочками Кюизинера младшая/старшая группа «.

Математический планшет

Еще одна наша «развивашка» из разряда «все гениальное просто» — математический планшет (My-shop). Он предназначен для изучения элементарных понятий геометрии (симметрия и т.п.) и развития речи.

Игра-конструктор с молотком

Эта игра меня заинтересовала возможностью забивать «гвоздики» по-настоящему и своей творческой составляющей.
При заказе я не подумала, что такие «гвоздики» могут быть опасными для малышей, так как не видела что они из себя представляют. Когда я увидела, что «гвоздики» представляют собой силовые кнопки с круглой шляпкой, то была разочарована. Тем не менее, можно справедливо отметить, что существование безопасных гвоздиков, с возможностью забивать по-настоящему, перечит законам физики.

Поначалу игра вызвала большой интерес. Возможность забивать «гвоздики» была воспринята на «ура». Но ряд ограничений, сделанных из соображений безопасности, достаточно быстро остудил пыл к игре. Думаю, эта игра больше подходит для среднего или старшего дошкольного возраста.


В завершение

Читая посты о наших обильных «развивашках», мне часто задают вопросы об их необходимости для малышей. Хочу отметить, что наша с Яной особенность — обилие книг и «развивашек». У нас их количество растет потому, что я вижу в ней большую отдачу от наших развивающих игр. Мне доставляет большое удовольствие предлагать Яне очередное задание и наблюдать за её интересом и прогрессом. В то же время надо осознавать, что для гармоничного развития малыша содержание всех «развивашек» - дело вторичное . Первичным является эмоциональное, познавательное и разнообразное общение с мамой . Можно каждый день с малышом играть в разнообразные сюжетные игры или совершать различные прогулки с большим количеством качественных бесед и в раннем возрасте. Такое развитие в раннем возрасте будет не менее эффективно, чем большой набор «развивашек». Очень подробно на многочисленных примерах об организации правильного взаимодействия мамы с ребенком пишет .

В то же время, если речь идет о развитии дошкольника среднего и старшего детсадовского возраста , то знакомство с азами математики и развитие творчества посредством выкладывания рисунков и узоров является важными моментами. Для знакомства со многими понятиями потребуются наглядные примеры. Материалы, описанные выше, являются прекрасным вариантом для этих целей.

Всем приятного и эффективного процесса развития!

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

ЦЕЛЬ. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед , теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.

ХОД ИГРЫ. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т. п.

ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

МАТЕРИАЛ: мяч

ХОД ИГРЫ. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

ВАРИАНТ. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

ТИХАЯ ОХОТА

ЦЕЛЬ. Развивать умение решать математические примеры, совершенствовать координационные и скоростные способности.

МАТЕРИАЛ: муляжи или картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами

ХОД ИГРЫ. Играют 2 команды мальчиков и девочек. Педагог даёт команду: «Мальчики, за грибами!» («Девочки, за ягодами!»). Дети кладут в корзинки по 2 или 3 предмета так, чтобы в сумме числа на предметах соответствовали числу на корзине. По команде «Стоп!» сбор прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов или ягод.

ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, мышление, координацию движений

ХОД ИГРЫ. Все стоят в кругу, взявшись за руки и громко повторяют волшебные слова: «Дует сильный ветер, раз, два, три!» Затем один ребенок, на которого указывает ведущий, говорит: «Меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать в бассейне, прыгать через скакалку и т. д.). Все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу.

После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.

ВАРИАНТ: «Меняются местами те, кто умеет…»

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ЦЕЛЬ. Учить детей действовать по одному и вместе с други­ми; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

ХОД ИГРЫ. Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных на­правлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки вос­питатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т. д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

УЗНАЙ ДРУГА

ЦЕЛЬ. Совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛ: повязка на глаза

ХОД ИГРЫ. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.

ВАРИАНТ. Водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т. д.

ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК

ЦЕЛЬ. Развивать быстроту реакции, совершенствовать пространственные ориентировки. Уточнить название цветов, геометрических фигур, цифр.

МАТЕРИАЛ: разноцветные флажки, цветные домики. Для 1варианта игры различные предметы или картинки с изображением предметов. На домиках – геометрические фигуры. Для 2 варианта игры - числовые карточки, на домиках – цифры.

ХОД ИГРЫ. В различных местах расположены модели домиков с условными обозначениями (цвет). По сигналу «Займи свой домик» дети подходят к домикам. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

1 ВАРИАНТ. Дети подходят к домику, если предмет похож на эту геометрическую фигуру.

2 ВАРИАНТ. Занять домик в соответствии с числовой карточкой.

ТАЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЦЕЛЬ. Развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

ХОД ИГРЫ. Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговорённого. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, также заранее оговорённое. Например, подпрыгнуть на правой ноге 3 раза.

Отмечаются дети, без ошибок выполнившие упражнения.

ВОТ ТАК ПОЗЫ

ЦЕЛЬ. Развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

ХОД ИГРЫ. Водящий сначала определяет количество «Я запомню 4 (3) позы». Выходят 4 (3) человека и принимают позы, соответствующие определённому виду спорта. Посмотрев на них водящий должен запомнить, воспроизвести и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.

Если все позы воспроизведены, водящий получает такое же количество очков. Каждая ошибка - -1.

ВОЛШЕБНАЯ ЦИФРА

ЦЕЛЬ. Закреплять математический счёт, совершенствовать память, развивать координационные способности.

МАТЕРИАЛ: карточки с цифрами на ковре или мате.

ХОД ИГРЫ. Детям называют его волшебную цифру. По сигналу все участники бегут к коврику и находят свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание и попавшие в Страну знаний.

НАЙДИ ПАРУ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать восприятие количества предметов. Развивать внимание, быстроту движений.

МАТЕРИАЛ: различные числовые карточки

ХОД ИГРЫ. Дети берут по одной числовой карточке и ходят врассыпную. По команде «Найди пару!» играющие быстро находят пару числовой карточки с таким же количеством предметов, взяться за руки и построиться в колонну.

Побеждает пара, первой выполнившая задание

НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ

ЦЕЛЬ. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. Совершенствовать двигательные кмения.

МАТЕРИАЛ: логические блоки Дьенеша, большое панно с лабиринтом.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Пройти к домику, взять предмет и выполнить соответствующее количество движений. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку свернуть.

СЛУШАЙ, ДВИГАЙСЯ, СЧИТАЙ

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции

ХОД ИГРЫ. В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

Один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т. п.;

Выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

Три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

ПОДВИЖНЫЙ СЧЁТ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощённость.

МАТЕРИАЛ: кубики с цифрами в противоположной стороне от карточек с арифметическими примерами.

ХОД ИГРЫ. Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к кубикам с цифрами и возвращаются к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.

ВАРИАНТ. Примеры с неизвестным слагаемым.