Школьный этап олимпиады по физике. Задания школьного этапа вош по физике

Выберите документ из архива для просмотра:

Методические рекомендации по проведению и оцениванию школьного этапа Олимпиады.docx

Библиотека
материалов

    На школьном этапе в задание для учащихся 7 и 8 классов рекомендуется включать по 4 задачи. На их выполнение отводить 2 часа; для учащихся 9, 10 и 11 классов – по 5 задач, на выполнение которых отводить 3 часа.

    Задания каждой возрастной параллели составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой).

    Перед началом тура участник заполняет обложку тетради, указывая на ней свои данные.

    Участники выполняют работы ручками с синими или фиолетовыми чернилами. Запрещается использование для записи решений ручек с красными или зелеными чернилами.

    Во время Олимпиады допускается использование участниками Олимпиады простого инженерного калькулятора. И напротив, недопустимо использование справочной литературы, учебников и.т.п. При необходимости, учащиеся должны быть обеспечены таблицами Менделеева.

Система оценивания результатов Олимпиады

    Количество баллов за каждую задачу теоретического тура лежит в пределах от 0 до 10 баллов.

    Если задача решена частично, то оценке подлежат этапы решения задачи. Не рекомендуется вводить дробные баллы. В крайнем случае, следует их округлять «в пользу ученика» до целых баллов.

    Не допускается снятие баллов за «плохой почерк», неаккуратные записи, или за решение задачи способом, не совпадающим со способом, предложенным методической комиссией.

Примечание. Вообще не следует слишком догматично следовать авторской системе оценивания (это лишь рекомендации!). Решения и подходы школьников могут отличаться от авторских, быть не рациональными.

    Особое внимание надо обратить на применяемый математический аппарат, используемый для задач, не имеющих альтернативных вариантов решения.

Пример соответствия выставляемых баллов и решения, приведенного участником Олимпиады

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Выбранный для просмотра документ Школьный этап олимпиады по физике 9 класс.docx

Библиотека
материалов

9 класс

1. Движения поездов.

t 1 = 23 c t 2 = 13 c

2. Расчет электрических цепей.

R 1 = R 4 = 600 Ом, R 2 = R 3 = 1,8 кОм.

3. Калориметр.

t 0 , 0 о С . М , ее удельную теплоемкость с , λ m .

4. Цветные стекла.

5. Колба в воде.

3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз, какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см 3 .

1. Экспериментатор Глюк наблюдал за встречным движением скорого поезда и электрички. Оказалось, что каждый из поездов прошел мимо Глюка за одно и тоже время t 1 = 23 c . А в это время друг Глюка, теоретик Баг, ехал в электричке и определил, что скорый поезд прошел мимо него за t 2 = 13 c . Во сколько раз отличаются длины поезда и электрички?

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись уравнения движения скорого поезда – 1 балл

    Запись уравнения движения электрички – 1 балл

    Запись уравнения движения при сближении скорого поезда и электрички – 2 балла

    Решение уравнения движения, запись формулы в общем виде – 5 баллов

    Математические расчеты –1 балл

2. Каково сопротивление цепи при разомкнутом и замкнутом ключе? R 1 = R 4 = 600 Ом, R 2 = R 3 = 1,8 кОм.

Решение.

    При разомкнутом ключе: R o = 1,2 кОм.

    При замкнутом ключе: R o = 0,9 кОм

Эквивалентная схема при замкнутом ключе:

Критерии оценивания:

    Нахождение общего сопротивления цепи при разомкнутом ключе – 3 балла

    Эквивалентная схема при замкнутом ключе – 2 балла

    Нахождение общего сопротивления цепи при замкнутом ключе – 3 балла

    Математические вычисления, перевод единиц измерения – 2 балла

3. В калориметр с водой, температура которой t 0 , бросили кусочек льда, имевшего температуру 0 о С . После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды М , ее удельную теплоемкость с , удельную теплоту плавления льда λ , найдите начальную массу кусочка льда m .

Решение.

Критерии оценивания:

4. На тетради написано красным карандашом «отлично» и «зеленым» - «хорошо». Имеются два стекла – зеленое и красное. Через какое стекло нужно смотреть, чтобы увидеть слово «отлично»? Свой ответ поясните.

Решение.

    Если красное стекло поднести к записи красным карандашом, то она не будет видна, т.к. красное стекло пропускает только красные лучи и весь фон будет красным.

    Если же рассматривать запись красным карандашом через зеленое стекло, то на зеленом фоне мы увидим слово «отлично», написанное черными буквами, т.к. зеленое стекло не пропускает красные лучи света.

    Чтобы увидеть слово «отлично» в тетради, нужно смотреть через зеленое стекло.

Критерии оценивания:

    Полный ответ – 5 баллов

5. Колба из стекла плотностью 2,5 г/см 3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см 3 .

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись формулы нахождения силы тяжести, действующей на колбу с грузом – 2 балла

    Запись формулы нахождения силы Архимеда, действующей на колбу, погруженную в воду – 3 балла

Выбранный для просмотра документ Школьный этап олимпиады по физике 8 класс.docx

Библиотека
материалов

Школьный этап олимпиады по физике.

8 класс

    Путешественник.

    Попугай Кеша.

В то утро попугай Кешка, как обычно, собирался сделать доклад о пользе банановодства и бананоедства. Позавтракав 5 бананами, он взял мегафон и полез на «трибуну» - на верхушку пальмы высотой 20 м. На полпути он почувствовал, что с мегафоном ему не добраться до вершины. Тогда он оставил мегафон и полез дальше без него. Сумеет ли Кешка сделать доклад, если для доклада нужен запас энергии в 200 Дж, один съеденный банан позволяет совершить работу в 200 Дж, масса попугая 3 кг, масса мегафона 1 кг? (при расчетах принять g = 10 Н/кг)

    Температура.

о

    Льдина.

плотность льда

Ответы, указания, решения к олимпиадным задачам

1. Путешественник 1ч 30 мин ехал со скоростью 10 км/ч на верблюде и потом 3 ч – на осле со скоростью 16 км/ч. Какой была средняя скорость путешественника на всем пути?

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись формулы средней скорости движения – 1 балл

    Нахождение пройденного пути на первом этапе движения – 1балл

    Нахождение пройденного пути на втором этапе движения – 1балл

    Математические расчеты, перевод единиц измерения – 2 балла

2. В то утро попугай Кешка, как обычно, собирался сделать доклад о пользе банановодства и бананоедства. Позавтракав 5 бананами, он взял мегафон и полез на «трибуну» - на верхушку пальмы высотой 20м. На полпути он почувствовал, что с мегафоном ему не добраться до вершины. Тогда он оставил мегафон и полез дальше без него. Сумеет ли Кешка сделать доклад, если для доклада нужен запас энергии в 200 Дж, один съеденный банан позволяет совершить работу в 200 Дж, масса попугая 3 кг, масса мегафона 1 кг?

Решение.

Критерии оценивания:

    Нахождение общего запаса энергии от съеденных бананов – 1 балл

    Энергия, затраченная для поднятия тела на высоту h – 2 балла

    Энергия, затраченная Кешкой для подъема на трибуну и выступления – 1 балл

    Математические расчеты, правильная формулировка окончательного ответа – 1 балл

3. В воду массой 1 кг, температура которой 10 о С, вливают 800г кипятка. Какой станет конечная температура смеси? Удельная теплоемкость воды

Решение.

Критерии оценивания:

    Составление уравнения количества теплоты, полученного холодной водой – 1 балл

    Составление уравнения количества теплоты, отданного горячей водой – 1балл

    Запись уравнения теплового баланса – 2балла

    Решение уравнения теплового баланса (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 5 баллов

4. В реке плавает плоская льдина толщиной 0,3 м. Какова высота выступающей над водой части льдины? Плотность воды плотность льда

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись условия плавания тел – 1 балл

    Запись формулы нахождения силы тяжести, действующей на льдину – 2 балла

    Запись формулы нахождения силы Архимеда, действующей на льдину в воде – 3 балла

    Решение системы двух уравнений – 3балла

    Математические вычисления – 1 балл

Выбранный для просмотра документ Школьный этап олимпиады по физике 10 класс.docx

Библиотека
материалов

Школьный этап олимпиады по физике.

10 класс

1. Средняя скорость.

2. Эскалатор.

Эскалатор метро поднимает стоящего на нем пассажира за 1 мин. Если же человек будет идти по остановившемуся эскалатору, на подъем уйдет 3 мин. Сколько времени понадобится на подъем, если человек будет идти по движущемуся вверх эскалатору?

3. Ведро со льдом.

М с = 4200 Дж/(кг о λ = 340000 Дж/кг.

t , мин

t , мин минмиминмин

4. Эквивалентная схема.

Найдите сопротивление показанной на рисунке цепи.

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

R - ?

5. Баллистический маятник.

m

Ответы, указания, решения к олимпиадным задачам

1 . Путешественник добирался из города А до города Б сначала на поезде, а потом на верблюде. Какой была средняя скорость путешественника, если две трети пути он проехал на поезде, а одну треть пути – на верблюде? Скорость поезда 90 км/ч, скорость верблюда 15 км/ч.

Решение.

    Обозначим расстояние между пунктами через s.

Тогда время движения на поезде:

Критерии оценивания:

    Запись формулы нахождения времени на первом этапе пути – 1 балл

    Запись формулы нахождения времени на втором этапе движения – 1балл

    Нахождение всего времени движения – 3 балла

    Вывод расчетной формулы для нахождения средней скорости (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 3 балла

    Математические расчеты – 2 балла.

2. Эскалатор метро поднимает стоящего на нем пассажира за 1мин. Если же человек будет идти по остановившемуся эскалатору, на подъем уйдет 3 мин. Сколько времени понадобится на подъем, если человек будет идти по движущемуся вверх эскалатору?

Решение.

Критерии оценивания:

    Составление уравнения движения для пассажира на движущемся эскалаторе – 1балл

    Составление уравнения движения для пассажира, движущегося на неподвижном эскалаторе – 1 балл

    Составление уравнения движения для движущегося пассажира, на движущемся эскалаторе –2 балла

    Решение системы уравнений, нахождение времени движения для движущегося пассажира на движущемся эскалаторе (вывод расчетной формулы в общем виде без промежуточных вычислений) – 4 балла

    Математические расчеты – 1 балл

3. В ведре находится смесь воды со льдом общей массой М = 10 кг. Ведро внесли в комнату и сразу же начали измерять температуру смеси. Получившаяся зависимость температуры от времени изображена на рисунке. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/(кг о С). Удельная теплота плавления льда λ = 340000 Дж/кг. Определите массу льда в ведре, когда его внесли в комнату. Теплоемкостью ведра пренебречь.

, ˚ С

t , мин минмиминмин

Решение.

Критерии оценивания:

    Составление уравнения количества теплоты, полученного водой – 2 балла

    Составление уравнения количества теплоты, необходимого для плавления льда – 3 балла

    Запись уравнения теплового баланса – 1 балл

    Решение системы уравнений (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 3 балла

    Математические расчеты – 1 балл

4. Найдите сопротивление цепи, показанной на рисунке.

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

R - ?

Решение:

    Два правых сопротивления соединены параллельно и вместе дают R .

    Это сопротивление подсоединено последовательно самому правому сопротивлению величиной R . Вместе они дают сопротивление величиной 2 R .

    Таким образом, двигаясь от правого конца цепи к левому, получим, что общее сопротивление между входами цепи равно R .

Критерии оценивания:

    Расчет параллельного соединения двух резисторов – 2 балла

    Расчет последовательного соединения двух резисторов – 2 балла

    Эквивалентная схема цепи – 5 баллов

    Математические вычисления – 1 балл

5. В ящик массой М, подвешенный на тонкой нити, попадает пуля массой m , летевшая горизонтально со скоростью , и застревает в нем. На какую высоту Н поднимается ящик после попадания в него пули?

Решение.

Бабочка – 8 км/ч

Муха – 300 м/мин

Гепард – 112 км/ч

Черепаха – 6 м/мин

2. Клад.

Обнаружена запись о местонахождении клада: «От старого дуба пройти на север 20 м, повернуть налево и пройти 30 м, повернуть налево и пройти 60 м, повернуть направо и пройти 15 м, повернуть направо и пройти 40 м; здесь копать». Каков путь, который согласно записи, надо пройти, чтобы дойти от дуба до клада? На каком расстоянии от дуба находится клад. Выполните рисунок задачи.

3. Таракан Митрофан.

Таракан Митрофан совершает прогулку по кухне. Первые 10 с он шел со скоростью 1 см/с в направлении на север, затем повернул на запад и прошел 50 см за 10с, 5 с постоял, а затем в направлении на северо-восток со скоростью 2 см/с, проделал путь длиной 20 см. Здесь его настигла нога человека. Сколько времени гулял по кухне таракан Митрофан? Какова средняя скорость движения таракана Митрофана?

4. Гонки на эскалаторе.

Ответы, указания, решения к олимпиадным задачам

1. Запишите названия животных в порядке убывания скорости их движения:

    Акула – 500 м/мин

    Бабочка – 8 км/ч

    Муха – 300 м/мин

    Гепард – 112 км/ч

    Черепаха – 6 м/мин

Решение.

Критерии оценивания:

    Перевод скорости движения бабочки в Международную систему единиц – 1 балл

    Перевод скорости движения мухи в СИ – 1 балл

    Перевод скорости движения гепарда в СИ – 1 балл

    Перевод скорости движения черепахи в СИ – 1 балл

    Запись названия животных в порядке убывания скорости движения – 1 балл.

    • Гепард – 31,1 м/с

      Акула – 500 м/мин

      Муха – 5 м/с

      Бабочка – 2,2 м/с

      Черепаха – 0,1 м/с

2. Обнаружена запись о местонахождении клада: «От старого дуба пройти на север 20 м, повернуть налево и пройти 30м, повернуть налево и пройти 60м, повернуть направо и пройти 15 м, повернуть направо и пройти 40 м; здесь копать». Каков путь, который согласно записи, надо пройти, чтобы дойти от дуба до клада? На каком расстоянии от дуба находится клад. Выполните рисунок задачи.

Решение.

Критерии оценивания:

    Рисунок плана траектории, приняв масштаб: в 1см 10м – 2 балла

    Нахождение пройденного пути – 1балл

    Понимание отличия пройденного пути от перемещения тела – 2балла

3. Таракан Митрофан совершает прогулку по кухне. Первые 10 с он шел со скоростью 1 см/с в направлении на север, затем повернул на запад и прошел 50 см за 10с, 5 с постоял, а затем в направлении на северо-восток со скоростью 2 см/с, проделал путь длиной 20 см.

Здесь его настигла нога человека. Сколько времени гулял по кухне таракан Митрофан? Какова средняя скорость движения таракана Митрофана?

Решение.

Критерии оценивания:

    Нахождение времени движения на третьем этапе движения: – 1балл

    Нахождение пройденного пути на первом этапе движения таракана – 1 балл

    Запись формулы нахождения средней скорости движения таракана – 2балла

    Математические расчеты – 1 балл

4. Два малыша Петя и Вася решили устроить гонки на движущемся вниз эскалаторе. Начав одновременно, они побежали из одной точки, расположенной точно посередине эскалатора, в разные стороны: Петя - вниз, а Вася - вверх по эскалатору. Время, затраченное на дистанцию Васей, оказалось в 3 раза больше Петиного. С какой скоростью движется эскалатор, если друзья на последних соревнованиях показали одинаковый результат, пробежав такую же дистанцию со скоростью 2,1 м/с?

Найдите материал к любому уроку,

Олимпиада по физике 2011 – 2012 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

Олимпиада по физике 2011 – 2012 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

    Почему не удается сжать пластиковую бутылку, в которой налита вода, а пустую пластиковую бутылку можно сжать легко?

    Как сделать так, чтобы стекло не смачивалось водой?

    В вертикальной трубе, заполненной глицерином, падает шарик. При этом он проходит расстояние 10 см, 20 см, 40 см, 80 см соответственно за 0,5 с, 1 с, 2 с, 4 с. Какова зависимость между пройденным расстоянием и временем? Напишите формулу.

    Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?

Олимпиада по физике 2011 – 2012 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

    В бестселлере Роберта Руанка «Нечто значительное» описана ситуация, когда вождь африканской деревни, желая узнать, кто из двух людей говорит правду, приказал каждому лизнуть горячий нож. Объясните, почему лжец обычно обжигал свой язык.

    Под каким одеялом будет теплее: ватным или пуховым?

    Во сколько раз поезд, имеющий скорость 72 км/ч, движется быстрее мухи, летящей со скоростью 5 м/с?

    Автобус проехал первую половину пути со скоростью 60 км/ч, а оставшийся путь со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю физическую и среднюю арифметическую скорости его движения.

    Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм 2 , в котором сила тока 250 мА (удельное сопротивление стали 0,15 Ом*мм 2 /м).

Олимпиада по физике 2011 – 2012 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

    Научные открытия

    Имена ученых

    Ломоносов

    Торричелли

    Закон всемирного тяготения.

    Демокрит

Олимпиада по физике 2011 – 2012 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

    Рассчитайте силу, с которой атмосферный воздух действует на раскрытую ладонь человека, если давление воздуха равно 100 кПа, а площадь ладони 180 см 2 .

    Почему неожиданное похолодание неопасно для озимых, если они находятся под глубоким снежным покровом?

    Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

    Научные открытия

    Имена ученых

    Изучал, как происходит свободное падение тел (знаменитая наклонная башня в Италии).

    Закон о передаче давления жидкостями и газами.

    Ломоносов

    Впервые наблюдал тепловое (хаотическое) движение частиц.

    Торричелли

    Закон всемирного тяготения.

    Впервые догадался, как можно измерить атмосферное давление.

    Первая гипотеза о том, что все вещества состоят из атомов.

    Демокрит

    Ученый предположил, что атом есть часть тела, не состоящая из каких – либо других меньших и отличающихся от него тел…

    Закон о выталкивающей силе. Его знаменитое восклицание: «Эврика! Эврика!»

  1. Почему споткнувшийся человек падает вперед, а поскользнувшийся – назад?

    Во сколько раз поезд, имеющий скорость 36 км/ч, движется быстрее мухи, летящей со скоростью 5 м/с?

Олимпиада по физике 2011 – 2012 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

10 класс

1. Тело движется по оси ОХ. Проекция его скорости меняется по закону, приведённому на графике. Чему равен путь, пройденный телом за 2 секунды?

2. Самолет пролетел первую треть пути со скоростью 1100 км/ч, а оставшийся путь со скоростью 800 км/ч. Найдите среднюю физическую скорость его полета и среднюю арифметическую. Сравните полученные данные.

3. Температура небольшого оловянного шара при падении на массивную стальную плиту повысилась на 2°С. Пренебрегая потерями энергии на теплопередачу окружающим телам, определите по результатам этого эксперимента высоту, с которой упал шар. Удельная теплоёмкость олова 225 Дж/кг К. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2 .

4. Мальчик массой 60 кг догоняет движущиеся в том же направлении сани массой 40 кг и запрыгивает на них. Перед прыжком скорость мальчика равна 2,6 м/с, скорость саней 2 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения?

5. Имеются 25-ваттная и 100-ваттная лампочки, рассчитанные на одно и то же напряжение, соединённые последовательно и включённые в сеть. В какой из них выделится большее количество теплоты?

Олимпиада по физике 2011 – 2012 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

11 класс

1. Ускорение шарика, скатывающегося с гладкой наклонной плоскости, равно 1,2 м/с 2 . На этом спуске его скорость увеличилась на 9 м/с. Определите полное время спуска шарика с наклонной плоскости.

2. Брусок лежит на шероховатой наклонной опоре. На него действуют три силы: сила тяжести mg, сила упругости опоры N, сила трения F. Чему равен модуль равнодействующей сил тяжести и упругости, если брусок покоится?

3. Объём 12 моль азота в сосуде при температуре 300 К и давлении 10 5 Па равен V 1 . Каков объём 1 моля азота при таком же давлении и вдвое большей температуре?

4. Длина цилиндрического медного провода в 10 раз больше, чем длина алюминиевого, а их массы одинаковы. Найдите отношение сопротивлений этих проводников.

5. Почему, когда в парной подбрасывают воду на горячие камни печи, становится жарче? Почему нужно подбрасывать воду понемногу и обязательно кипяток или очень горячую, но не холодную?

Согласовано Утверждаю:

На методическом совете «ИМЦ» Директор МБОУ ДПО «ИМЦ» «_____» __________ 2014_____г. ______________

Протокол № ____ «______»______________2014 г.

«_____» __________ 2014_____г.

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по физике

7-11 классы

· продолжительность выполнения заданий – 120 минут.

· Участникам олимпиады запрещается приносить в аудитории свои тетради, справоч ную литературу и учебники, электронную технику (кроме калькуляторов).

· Школьный этап Олимпиады по физике проводятся в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополни­тельный устный опрос не допускается

· Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдается тетрадь в клетку

· Участникам олимпиады запрещено использование для записи решений ручки с красными или зелеными чернилами. Во время туров участникам олимпиады запрещено пользо­в аться какими-либо средствами связи

· Через 15 минут после начала тура участники олимпиады могут задавать вопросы по у словиям задач (в письменной форме). В этой связи у дежурных по аудитории должны быть в наличии листы бумаги для вопросов. Ответы на содержательные вопросы озвучиваются членами жюри для всех участников данной параллели. На некорректные вопросы или вопросы, свидетельствующие о том, что участник невнимательно прочитал условие, следует ответ «без комментариев».

· Дежурный по аудитории напоминает участникам о времени, оставшемся до окончания тура за полчаса, за 15 минут и за 5 минут.

· Участник олимпиады обязан до истечения отведенного на тур времени сдать свою работу

· Проводить шифровку задач школьной олимпиады не целесообразно

· Участник может сдать работу досрочно, после чего должен незамедлительно покинуть место проведения тура.

· количество баллов за каждую задачу от 0 до 10 (не рекомендуется вводить дробные баллы, их округлять «в пользу ученика» до целых баллов).

· Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяют ся. Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оце­ ниваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

· Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной методике оцени­ вания решений:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Найдено решение одного из двух возможных случаев.

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

· Ведомость оценивания работ участников

п/п

Фамилия Имя Отчество

Количество баллов за задачу №

Итоговый балл

1

2

· Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится в кон це решения. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ста­ вит свою подпись под оценкой.

· По окончании проверки член жюри, ответственный за данную параллель, передаёт представителю оргкомитета работы.

· По каждому олимпиадному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости (листы). Баллы, полученные участниками олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу.

· Протоколы проверки работ вывешиваются на всеобщее обозрение в заранее отведённом мес те после их подписания ответственным за класс и председателем жюри.

· Разбор решений задач проводится сразу после окончания Олимпиады.

Основная цель этой процедуры - объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на турах, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. В процессе проведения разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию для самостоятельной оценки правильности сданных на проверку жюри решений, чтобы свести к минимуму вопросы к жюри по поводу объективности их оценки и, тем самым, уменьшить число необоснованных апелляций по результатам проверки решений всех участников.

· Апелляция проводится в случаях несогласия участника олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения олимпиады.

· Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады.

· Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до на чала тура Олимпиады.

· Для проведения апелляции Оргкомитет олимпиады создает апелляционную комиссию из членов Жюри (не менее двух человек).

· Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедить ся в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требования ми.

· Апелляция участника олимпиады рассматривается в день показа работ.

· Для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление на имя п редседателя жюри.

· На рассмотрении апелляции имеют право присутствовать участник олимпиады, по давший заявление

· Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не под лежат.

· Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

· Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Оргкомитетом с учетом результатов работы апелляционной комиссии.

· Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам решения участника­ ми задач в каждой из параллелей (отдельно по 7-м, 8-м, 9-м, 10-м и 11-м классам). Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником бал лов за решение каждой задачи на туре.

· Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и при­зеров Олимпиады.

· Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в Оргкомитет для утверждения списка победителей и призеров Олимпиады по физике.

Ответственные за составление

олимпиадных заданий: ____________________

____________________

_____________________

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике

1. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде с скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч.

Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

2. Сплав состоит из 100 г золота и 100 см3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3.

1. Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

2. изошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Мо

1. По круглой гоночной трассе из точки О в разные стороны стартуют Петров и Сидоров. Скорость Vx Сидорова в два раза больше, чем скорость V 2 Петрова. Гонка закончилась, когда спортсмены одновременно вернулись в точку О. Сколько у гонщиков было мест встреч, отличных от точки 01

2. На какую высоту можно было бы поднять груз массой т = 1000 кг, если бы удалось полностью использовать энергию, освобождающуюся при остывании 1 литра воды от tx = 100°С до tx = 20 °С? Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/кг*°С, плотность воды 1000 кг/м3.

3. В сосуде в тепловом равновесии находятся вода объёма V = 0,5 л и кусочек льда. В сосуд начинают вливать спирт, температура которого 0 °С, перемешивая содержимое. Сколько спирта нужно влить, чтобы лёд утонул? Плотность спирта рс = 800 кг/м3. Считайте плотно сти воды и льда равными 1000 кг/м3 и 900 кг/м3

соответственно. Теплотой, выделяющейся при смешивании воды и спирта, пренебречь. Считайте, что объём смеси воды и спирта равен сумме объёмов исходных компонентов.

1. Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением а = 2 м/с2. Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась на­правленной под углом 90° к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V , с которой рыбка плыла мимо коралла.

2. В перерыве между лабораторными работами расшалившиеся дети собрали цепочку из нескольких одинаковых амперметров и вольтметра. Из объяснений учителя дети твердо помнили, что амперметры надо включать последовательно, а вольтметры - параллельно. Поэтому собранная схема выглядела так:

После включения источника тока, на удивление, амперметры не сгорели и даже стали что-то показывать. Некоторые показывали силу тока 2 А, а некоторые 2,2 А. Вольтметр показывал напряжение 10 В. Определите по этим данным напряжение на источнике тока, сопротивление амперметра и сопротивление вольтметра.

3. Поплавок для рыболовной удочки имеет объем V = 5 см3и массу т = 2 г . К поплав ку на леске прикреплено свинцовое грузило, и при этом поплавок плавает, погрузившись на половину своего объема. Найдите массу грузила М. Плотность воды р1= 1000 кг/м3, плотность свинца р2 = 11300 кг/м.

1. Мастер спорта, второразрядник и новичок бегают на лыжах по кольцевому маршруту с длиной кольца 1 км. Соревнование заключается в том, кто пробежит большее расстояние за 2 часа. Стартовали они одновременно в одном месте кольца. Каждый спортсмен бежит со своей постоянной по модулю скоростью. Новичок, бегущий не очень быстро со скоростью 4 км/час, заметил, что каждый раз, когда он проходит место старта, его обязательно обгоняют оба других спортсмена (они могут обгонять его и в других местах маршрута). Другое его на­ блюдение состоит в том, что когда мастер обгоняет только второразрядника, то они оба на­ходятся от новичка на максимальном расстоянии. Сколько километров пробежал каждый из спортсменов за 2 часа? Для справки: наибольшая средняя скорость, достигнутая спортсме­ ном на чемпионате мира по лыжным гонкам , составляет примерно 26 км/час.

2. При переводе идеального газа из состояния А в состояние В его давление уменьшалось прямо пропорционально объёму, а температура понизилась от 127 °С до 51 °С. На сколько процентов V уменьшился объём газа?

3. Электрическая цепь состоит из батареи, конденсатора, двух одинаковых резисторов, ключа К и амперметра А. Вначале ключ разомкнут, конденсатор не заряжен (рис. 17). Ключ замыкают, и начинается зарядка конденсатора. Определите скорость зарядки конденсатора Aq / At в тот момент, когда сила тока протекающего через амперметр, равна 1,6 мА. Известно, что максимальная сила тока, прошедшего через батарею, равна 3 мА.

Варианты решения задач:

7 класс

1. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде со скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

Тогда первую половину пути турист преодолел за время

T1=L/2*6=L/12 часов

t2=T-t1/2=1/2(T-L/12).

Оставшийся путь t3=(L-L/2-16t2)/2= L/4- 4*(T- L /12)/

T = t 1+ t 2+ t 3= L /12+ T /2- L /24+ L /4-4* T + L /3=15 L /24- T /2 3 T =5 L /12 тогда V = L / T =36/5=7,2 км/ч

2. Сплав состоит из 100 г золота и 100 см3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3.

Масса сплава равна m = 100+100-8,9 = 990 г. Объем сплава равен

V = 100/19,3+100 ~ 105,2 см

Поэтому плотность сплава получается равной р =990/105,2=9,4

Ответ: плотность сплава примерно равна 9,4 г/см3.

3. Сколько километров содержится в одной морской миле?

1. Морская миля определяется как длина части экватора на поверхности земного шара при смещении на одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую ми лю вдоль экватора соответствует изменению географических координат на одну минуту дол­готы.

2. Экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпен­дикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Длина экватора приблизи тельно равна 40000 км .

Варианты решения задач:

8 класс

1. Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

Пусть т - масса каждой из частей бруска, рх и р2 = рх 1 2 - их плотности. Тогда части бруска имеют объемы т I рх и т / 2рх, а весь брусок массу и объем т *рх.

Отсюда находим плотности частей бруска: рх = 900 кг/м3, р2 = 450 кг/м3.

2. Три спортсмена-супермарафонца одновременно стартуют с одного и того же места кольцевой беговой дорожки и 10 часов бегут в одну сторону с постоянной скоростью: пер­ вый 9 км/ч, второй 10 км/ч, третий 12 км/ч. Длина дорожки 400 м. Мы говорим, что про­ изошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Мо­ мент старта встречей не считается. Сколько всего «двойных» и «тройных» встреч произошло во время забега? Кто из спортсменов чаще всех участвовал во встречах и сколько раз?

Второй спортсмен бежит быстрее первого на 1 км/ч. Значит, за 10 часов первый бегун обгонит второго на 10 км, то есть произойдет N \2 = (10 км)/(400 м) = 25 встреч. Аналогично, число встреч первого спортсмена с третьим N 13 (30 км)/(400 м) = 75 встреч, второго спорт­смена с третьим N 23 = (20 км)/(400 м) = 50 встреч.

Каждый раз, когда встречаются первый и второй бегун, третий оказывается там же, значит, число «тройных» встреч N 3= 25. Суммарное число «двойных» встреч N 2 = Nn + Nn + N23 2 N 3 = 100.

Ответ: всего произошло 100 «двойных встречи» и 25 тройных встреч; чаще всего встречались первый и третий спортсмены, это случилось 75 раз.

3. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде с скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

Пусть общая длина пути туриста равна L км, а общее время его движения - Т часов.

Тогда первую половину пути турист преодолел за время t1=L/ 2*6=L/12 часов Половина

t 2= T - t 1/2=1/2(T - L /12).

Оставшийся путь t 3=(L - L /2-16 t 2)/2= L /4- 4*(T - L /12)/

T = t 1+ t 2+ t 3= L /12+ T /2- L /24+ L /4-4* T + L /3=15 L /24-7 T /2 3 T =5 L /12 тогда V = L / T =36/5=7,2 км/ч

Ключи.

Школьный этап.7 класс.

Продолжительность: 2 часа.

1. Рыбак плыл по реке на лодке, зацепил шляпой за мост, и она свалилась в воду. Через час рыбак спохватился, повернул обратно и подобрал шляпу на 4 км ниже моста. Какова скорость течения? Скорость лодки относительно воды оставалась неизменной по модулю.

Решение. Удобно рассматривать движение шляпы и лодки относительно воды, потому что относительно воды шляпа неподвижна, а скорость лодки, когда она плывет от шляпы и к шляпе, по модулю одна и та же – так, как это было бы в озере. Следовательно, после поворота рыбак плыл к шляпе тоже 1 ч, т. е. он подобрал шляпу через 2 ч после того, как уронил её. По условию за это время шляпа проплыла по течению 4 км, откуда следует, что скорость течения 2 км/ч.

2. 3

Решение. ср = S/t . = 30 км/ч. На втором: υ

Ответ: средняя скорость на всем пути 60 км/ч; скорость на первом участке 30 км/ч; а на втором 80 км/ч.

3. Игрушечное ведерко в 5 раз меньше настоящего и имеет такую же форму. Сколько игрушечных ведерок надо, чтобы заполнить настоящее ведро?

Решение. Объем большого ведра А 3 , объем игрушечного ведерка А 3 /125. Число ведерок N = А 3 / А 3 /125.

Ответ: 125

4. Определите длину L

Примечание.

Оборудование.

Решение.

Пусть L , d , h , V S S = πR 2 внеш − πR 2 внутр d

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 8 класс.

Продолжительность: 2 часа.

1. Автомобиль первую четверть пути проехал с постоянной скоростью за половину всего времени движения. Следующую треть пути, двигаясь с постоянной скоростью, за четверть всего времени. Остаток пути был преодолен со скоростью υ 3 = 100 км/час. Какова средняя скорость автомобиля на всем пути? Чему равны скорости на первом и втором участках?

Решение. По определению средняя скорость есть отношение всего пути ко всему времени движения: υ ср = S/t . Из условия следует, что длина третьего участка составляет 5/12 всего пути, а время - 1/4 часть всего времени. Поэтому υ 3 = S 3 /t 3 = 5/3 · S/t = 5/3 · υ ср → υ ср = 3/5 · υ 3 → υ ср = 60 км/ч. Скорость на первом участке: υ 1 = S 1 /t 1 ; υ 1 = S · 2 / 4 · t ; υ 1 = 1/2 · υ ср ; υ 1 = 30 км/ч. На втором: υ 2 = S 2 /t 2 ; υ 2 = S · 4 / 3 · t ; υ 2 = 4/3 · υ ср ; υ 2 = 80 км/ч.

2. 3

Решение. ρ = m /V

V= V 1 + V 2 ,

V 1 = m 1 /V 1

V 2 = m 2 /V 2

ρ = m / V 1 + V 2 = 4/3 ρ 2

Ответ: 450 и 900 кг/м 3 .

3. Стержень постоянного сечения, левая часть которого изготовлена из алюминия, а правая из меди, уравновешен на опоре. Длина части из алюминия равна 50 см. Какова длина всего стержня?

Решение. L с – длина стержня ,

MgL/2 = mg (L с - L )/2

ρ 1 L 2 = ρ 2 (L с - L) 2

L с =0,77м

Ответ: 0,77м

4. Определите длину L изоляционной ленты в целом мотке.

Примечание. От мотка можно отмотать кусок изоляционной ленты длиной не более 20 см.

Оборудование. Моток изоляционной ленты, штангенциркуль, лист миллиметровой бумаги.

Решение

Пусть L , d , h , V – длина, толщина, ширина и объём ленты. Пусть S – площадь основания мотка изоленты (рис. 1). Её можно определить либо «по клеточкам» на миллиметровой бумаге, либо из расчёта S = πR 2 внеш − πR 2 внутр , но последнее выражение даёт менее точный результат, поскольку моток может быть деформирован и иметь овальную форму. Толщину ленты d измерим методом рядов. Тогда длина ленты равна

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 9 класс.

Продолжительность: 2 часа.

1. Вагон поезда, движущегося со скоростью 36 км/ч, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно к движению вагона. Одно отверстие в стенках вагона смещено относительно другого на 3 см. Ширина вагона – 2,7 м. Какова скорость движения пули?

Решение. Пусть скорость вагона v 1 = 10 м/с, смещение х =0,003м, ширина вагона у =2,7 м.

t = x/ v 1 =0,003c v п = у/t =2,7 м/0,003с = 900м/с

Ответ: 900м/с

2. Ученик измерил плотность бруска, и она оказалась равной ρ = 600 кг/м 3 . На самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в 2 раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей.

Решение. ρ = m /V

V= V 1 + V 2 ,

V 1 = m 1 /V 1

V 2 = m 2 /V 2

ρ = m / V 1 + V 2 = 4/3 ρ 2

ρ 2 = 450 кг/м 3 и ρ 1 = 900 кг/м 3

Ответ: 450 и 900 кг/м 3 .

Решение.

4. Измерьте плотность соленой воды.

Оборудование. Твердое тело (цилиндр из набора калориметрических тел) на нити, динамометр, мензурка с водой, стакан с соленой водой.

Решение.

Выражение для расчета плотности соленой воды получим из закона Архимеда ρ= , где P 1 и P 2 соответственно вес тела в воздухе и соленой воде.

Измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра с водой.

Измерить вес тела в воздухе и соленой воде с помощью динамометра.

Провести оценку погрешностей измерений.

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 10 класс.

Продолжительность: 3 часа.

1. Проекция скорости движения некоторого тела, движущегося вдоль оси Х, изменяется со временем так, как показано на рисунке. В момент t = 0, тело находится в начале координат. На каком расстоянии тело окажется через 100с? Какой путь оно пройдет за это время?

Решение.

2. На горизонтальном полу закреплена вертикальная подставка, сделанная из тонкого жесткого стержня. На этой подставке покоится маленький деревянный брусок массой 180 г. В брусок попадает пуля массой 9 г, летящая в горизонтальном направлении с некоторой скоростью v. Пуля пробивает брусок и вылетает из него со скоростью 3 м/с, после чего и брусок и пуля падают на пол. Найти отношение дальностей полета пули и бруска вдоль горизонтали.

Решение.

Оборудование.

Решение

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 11 класс.

Продолжительность: 3 часа.

1 . После энергичного встряхивания флакона, в котором оставалось немного шампуня, он оказался весь заполненный пеной. Определите плотность пены, если известно, что масса содержащегося во флаконе воздуха равна массе шампуня? Плотность воздуха 1,3 г/л, шампуня 1100 г/л.

Решение.

2. Небольшой алюминиевый шарик с привязанной к нему легкой нитью

вморожен в ледышку массой 100г. Свободный конец нити прикреплен ко дну теплоизолированного цилиндрического сосуда, в который налита вода массой 0,5 кг, имеющая температуру 20˚С. Температура льда и шарика 0˚С, начальная сила натяжения нити 0,08Н. Какова будет температура воды в момент, когда сила натяжения станет равной нулю?

3. Четыре небольших одинаково заряженных бусинки массой m каждая соединили четырьмя непроводящими нитями и подвесили за одну из бусинок так, что при этом нити, идущие от точки подвеса, образовали угол 60˚. Определите силы натяжения нитей.

4 . Определить коэффициент трения бельевой веревки.

Оборудование. Бельевая веревка (шнур) длиной около 8-0см, линейка (30-40 см).

Решение. Гибкую бельевую веревку растяните на столе перпендикулярно краю стола. Измерьте длину веревки . Постепенно свешивайте часть веревки со стола до тех пор, пока веревка не начнет скользить.

Измерьте длину свешенной части x в момент начала скольжения. Так как шнур (веревка) имеют везде одинаковую толщину, после преобразований получаем расчетную формулу:

медь

О сновными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Время выполнения:

60 мин -7, 8 классы - 4 задания;

1 час 30 мин - 9 классы - 4 задания

2 часа - 10,11 классы - 5 заданий.

Олимпиада проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополнительный устный опрос не допускается.

Для выполнения заданий учащимся рекомендуем пользоваться калькулятором и набором таблиц. Для успешного выполнения работы в 9 классе необходимо выдать учащимся таблицу теплоемкостей и удельной теплоты плавления.

Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе. Итоговый балл за задачу ставится в конце решения. Член жюри заносит балл в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись.

В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела.

Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

Максимальное количество баллов при правильном решении задачи для 7 - 9 классов- 5 баллов.

Проверка работ осуществляется согласно стандартной методике оценивания решений:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Найдено решение одного из двух возможных случаев.

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Максимальное количество баллов для 7, 8, 9 классов - 20, для 10, 11 классов -25 баллов.

7 класс

На рисунке

1 футу соответствует расстояние в 304,8 мм

v L =100 м, его скорость u =1.5 м/с.

Всероссийская олимпиада школьников по физике.

Школьный этап. 2015-2016 учебный год.

7 класс

В Древней Греции единицей массы был «талант». В одном таланте содержалось 60 мин, а одна мина делилась на 100 драхм. Масса найденной археологами золотой чаши, согласно древнегреческим источникам, составляла 1 талант и 15 мин. Выразите это значение в килограммах, если известно, что 1 драхма соответствует 4,4 грамма.

На рисунке дана характеристика писчей бумаги «Снегурочка», которую можно обнаружить на ее упаковке. Определите массу не распакованной пачки этой бумаги. Массой упаковки можно пренебречь.

В морском флоте используется внесистемная единица длины, называемая футом. Зная, что 1 футу соответствует расстояние в 304,8 мм , оцените расстояние между килем судна и морским дном, упоминаемое в выражении «7 футов под килем». Ответ дайте в метрах и округлите до целых.

Два человека одновременно вступают на эскалатор с противоположных сторон и движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями относительно эскалатора v = 2 м/с. На каком расстоянии от конца эскалатора они встретятся? Длина эскалатора L =100 м, его скорость u =1.5 м/с.

Всероссийская олимпиада школьников по физике.

Школьный этап.

2015-2016 учебный год

Ответы и краткие решения

7 класс

1. Решение. Один талант составляет 60*100=6000 драхм, 15 мин состоит из 15*100=1500 драхм. Таким образом, масса чаши - 7500 драхм или 7500*4,4=33000 г = 33 кг. Ответ: 33 кг.

2. Решение. Из характеристики бумаги следует, что 1 м 2 такой бумаги имеет

массу 80 г. Тогда один лист площадью S = 0,21 * 0,297= 0,06237 м 2 имеет массу m = 80 * 0,06237 = 4,9896 г.

Следовательно, пачка бумаги из 500 листов имеет массу M = 500 * m= 500 * 4,9896 = 2494,8 г = 2,4948 кг = 2,5 кг. Ответ: 2, 5 кг.

3. Решение.

7∙ 304,8 мм = 2133,6 мм

2133,6 мм = 21, 336 м

21, 336 м = 21 м Ответ: 21 м.

4. Решение. Человек, движущийся «по» эскалатору, перемещается относительно земли со скоростью 2+1.5=3.5 м/с, движущийся «против» эскалатора со скоростью 2-1.5=0.5 м/с. Скорость их сближения (которая от скорости эскалатора не зависит) равна 3.5+0.5=4 м/с. Относительно земли они пройдут путь 100 м, затратив на него время . Таким образом, человек, движущийся «по» эскалатору проедет относительно земли 3.5 м/с*25 с=87.5 м. Ответ: 87.5 м от конца, из которого «выходит» эскалатор.