О допустимой температуре в жилых (нежилых) помещениях. Температурный режим в квартире — норма (СанПиН) Нормативные документы о горячей воде

В соответствии с п.5 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, начало отопительного периода должно устанавливаться при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 8 градусов по Цельсию, а конец отопительного периода – при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 градусов по Цельсию в течение 5 суток подряд. Указанный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем такого периода.

Отопительный сезон, в соответствии с постановлением Правительства, начинается по решению местных властей. В Рязани отопительный сезон стартовал в конце сентября, но многие жильцы жалуются на то, что в квартире холодно. Наиболее актуальными вопросами рязанцев остаются вопросы о нормативах температуры воздуха в квартире и температуры горячей воды. О данных показателях и пойдет речь в настоящей статье.

Температура воздуха в помещении после начала отопительного сезона

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст (таблица 3), установлена минимальная температура: угловая комната – 20°С; жилая комната – 18°С; кухня – 18°С; ванная – 25°С; туалет – 18°С, совмещенный с/у – 25°С; с/у с индивидуальным нагревом – 18°С; умывальная общая – 18°С; душевая общая – 25°С; уборная общая – 16°С; вестибюль, общий коридор, передняя в квартирном доме, лестничная клетка – 16°С; вестибюль, общий коридор, лестничная клетка в общежитии – 18°С; помещение лифта – 5°С.

Чтобы узнать температуру воздуха в помещении после начала отопительного сезона, нужно измерить ее определенным способом: на внутренней стене каждой комнаты термометр помещают на расстоянии 1 метра от наружной стены и 1,5 метра от пола и в течение 10 минут производят замер.

В соответствии с Приложением №1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), отопление должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва в отоплении — не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 до 22 градусов. Не более 8 часов единовременно при температуре воздуха в помещениях от 10 до 12 градусов, не более 4 часов при температуре в помещении от 8 до 10 градусов. За каждый час, превышающий указанные нормативы, ежемесячная плата за отопление снижается на 0,15%.

Температура горячей воды

В соответствии с п.5.1.1 качество холодной и горячей воды (санитарно-эпидемиологические показатели), подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496.

Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496 и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. (согласно п.5.1.2. Свода правил СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 626). Измеряют эту температуру непосредственно у открытого крана, погрузив водяной термометр в стакан под струёй до специальной метки.

В соответствии с приложением №1 к Правилам, горячее водоснабжение должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3°С.

За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2019 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Все нормы температуры горячей воды

В хронологическом порядке их издания.

Заголовки недействующих (отмененных) норм зачеркнуты.

Сокращенный перечень см. в конце файла

ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ СНиП 2.04.01-85*

см. действующий Свод правил СП 30.13330.2012

… 2.2. Температуру горячей воды в местах водоразбора следует предусматривать:

а) не ниже 60 °С — для систем централизованного горячего водоснабжения, присоединяемых к открытым системам теплоснабжения;

б) не ниже 50 °С — для систем централизованного горячего водоснабжения, присоединяемых к «закрытым системам теплоснабжения;

в) не выше 75 °С — для всех систем, указанных в подпунктах «а» и «б».

Свод правил СП 30.13330.2012

«ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ»

Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*

"…5.1.2. Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496-09 и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C."

СанПиН 4723-88
"САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ"

см. действующие СанПиН 2.1.4.2496-09

(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР ноября 1988 г.)

"…1.7. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Примечание. Для системы горячего водоснабжения из оцинкованных труб при закрытой системе теплоснабжения допускается иметь температуру воды не ниже 50°С и не выше 60°С. В этих условиях после проведения ремонтных работ или устранения аварийных ситуаций в системах необходимо поддерживать температуру на уровне 75°С в течение 48 часов."

ГОСТ Р 51617-2000.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

"… 4.16.3 Температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °С

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

"1. Область применения

1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее — СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.2. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения….

2. Общие положения

…2.3. Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на:

— предупреждение загрязнения горячей воды высококонтагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila;…

2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.

3. Требования к проектированию, строительству, эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения

3.1.10. При эксплуатации СЦГВ температура воды в местах водоразбора не должна быть ниже + 60оС, статическом давлении не менее 0,05 мПа, при трубопроводах и водонагревателях, заполненных водопроводной водой….

«ПРАВИЛА И НОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА"

(утв. Пост. Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170)

«… 5.3. Горячее водоснабжение

5.3.1. … Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С — в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С."

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ

см. действующее Пост. № 354

…п. 5 Обеспечение температуры горячей воды в точке разбора:

не менее 60°С – для открытых систем централизованного теплоснабжения;

не менее 50°С – для закрытых систем централизованного теплоснабжения;

не более 75°С – для любых систем теплоснабжения"

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ

Т Р Е Б О В А Н И Я

к качеству коммунальных услуг

5. …Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)

P.S. Есть интересный документ: «РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31 МАЯ 2013 ГОДА N АКПИ13-394», в котором в числе прочего установлено:

«СанПиН 2.1.4.2496-09, как следует из содержания его пунктов 1.1 и 1.2, устанавливает гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее — СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Согласно указанным СанПиН температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (пункты 2.3 и 2.4).

Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима , при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги."

Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.

ОСНОВАНИЯ:

п. 5.1.2 СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий »

Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*;

п. 2.4 САНПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения";

5.3.1 « Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (утв. Пост. Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170);

п. 5 приложения 1 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирныхдомах и жилых домов" (утв. Пост. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Составил специалист ЖКХ Юрий Калнин

Горячая вода является таким же жизненно важным аспектом жителей многоэтажных домов как газ, свет и отопление. Особенно в холодное время года. Разумеется, не всякую воду можно назвать горячей, лишь по причине того, что она выходит из смесителя с красной на нем отметкой. Температура горячей воды в кране по нормативу строительных норм и правил должна составлять +75° C. Значительное уменьшение приведенного показателя обозначает некачественное предоставление коммунальной услуги.

Нормативные документы о горячей воде

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Принимая во внимание температуру горячей воды в кране высотного или частного дома, раньше исходили из требований СНиП, датированных 1985 годом. Однако в 2013, Минрегион России скорректировал указанные ранее нормы, и определил их в новом своде правил – СП 30.13330.2012 (новой редакции 2019 года). Требования являются расширенными, имеют санитарную установку, и касаются подачи горячей воды, внутридомового водопровода и канализационной системы МКД. Некачественная и ржавая ГВС также оговаривается данным нормативом.

Перед подачей пользователю горячей воды она предварительно смягчается, что предусматривается СНиПом 2.04.01-85, разработанного для проектирования наружных сетей и конструкций водоснабжения.

Температура ресурса на участках водоразбора обязана соответствовать следующим показателям:

  1. Не ниже +60° – в централизованных коммуникациях ГВС, которые присоединены к открытой магистрали теплоснабжения.
  2. Не менее +50° – в системах ГВС, подключенных к закрытым трасам.
  3. Не более +75° – для трубопровода, указанного пунктами 1 и 2.

Однако вода, подаваемая на смесители и душевые комнаты учреждений соцобеспечения, школ и дошкольных структур отличается от вышеприведенных. Лечебно-профилактические организации, детские дома получают ГВС, температура которой не превышает +37 градусов.

ГОСТ о горячей воде

Допустимая температура ресурса в кране также регулируется положениями ГОСТа, номер Р 56779-2015.

Правила обусловливаются следующими аспектами:

  • не менее +60°C – в точках разбора горячего ресурса, подключенных к открытым коммуникациям снабжения;
  • не ниже +50°C – подсоединенных к закрытым сетям теплоснабжения.

Максимальная температура воды, обозначенная этими пунктами, не может превысить показатель +75° C.

СанПиН о воде

Санитарные правила и нормы являются гигиеническими показателями относительно горячего водоснабжения. Государственный подзаконный нормативный акт СанПиН 2.1.4.2496-09 утвержден распоряжением номер 20 Главного санитарного врача страны от 7 апреля 2009.

Посмотрите видео: "Какой должна быть температура ГВС."

Непосредственно он связан с другими государственными актами. Нормативная база обусловливает показатель максимального и минимального предела нагретой воды в многоэтажном домостроении.

Законодательство оговаривает допустимые отклонения, которые не могут превышать 5° C, в зависимости от дневного или ночного времени. Конечно, на входе многоквартирного здания температура имеет несколько больший показатель, чем зафиксированный на выходе из крана. Пройдя путь до смесителя, она становится ниже.

Гигиенические показатели охватывают централизованную магистраль горячей воды при закрытых, открытых трассах теплоснабжения, отдельные коммуникации подачи ресурса, автономные системы объектов высокого эпидемического риска.

Последними представлены МОУСОШ, больничные и дошкольные организации. Подаваемый ресурс обязан отвечать условиям технического регламента, санитарным нормам, которые определяют его безопасность.

Гигиенические правила, предъявляемые к подаче горячей воды, обусловливаются следующими аспектами:

  • предупредить загрязнение ресурса высококонтагиозными инфекционными заболеваниями вирусной, бактериальной природы, размножающиеся при показателе температуры ниже +60°;
  • уменьшить содержание метилтрихлорида в воде, которая предварительно проходила процедуру хлорирования;
  • предостеречь от кожных и подкожных патологий, возникающих вследствие плохого качества ГВС.

Температура горячей воды в кране по нормативу на участке ее разбора, невзирая на систему водоснабжения, должна находиться в пределах +60-75° C. Не ниже и не выше.

Однако СанПин допускает некоторое температурное отклонение от стандартов. Днем этот показатель может уменьшаться на 3°, ночью – 5°C. Но даже это варьирование не допускает размножения вредных для человека бактерий.

Социальный стандарт о воде №5

Министерство жилкоммунхоза в 2012 году утвердило методические рекомендации, которые оценивают исполнение государственных социальных показателей, разработанных для обслуживания населения. Стандарт номер 5, указывает на температуру горячей воды днем – 06.00-24.00 часов, параметр должен быть не менее +50° C.

Однако данные условия проверяются местными органами надзора, и зависят от показателей, действующих в каждом обособленном пункте.

Минимальная температура

Минимально нагретая вода должна соответствовать нормам – +60°. Но исходя из указаний СанПина, она вправе опускаться днем до 57, ночью – 55 градусов.

Допустимые отклонения при подаче горячей воды согласно ПП 354

Постановление российского Правительства номер 354 (приложение 1, разд. II), датированное 6 маем 2011г. (в актуальной версии 2019 года), устанавливает допустимые отклонения максимального и минимального температурного показателя.

Распоряжение говорит о следующем:

  • днем – 05.00-24.00 ч, отхождение в сторону уменьшения не должно превысит 3° C;
  • ночью – 00.00-05.00 часов – не больше, чем на 5 град.

При фактическом снижении температурного режима более предусмотренного, за 3 градуса потребитель вправе требовать уменьшения размера оплаты на 0,1% исходя из каждого часа незаявленного отклонения.

Если же падение произошло ниже 40°, жильцы могут оплачивать услугу по тарифу холодного водоснабжения. Для узаконивания данного факта необходимо составить акт, подтверждающий несоблюдение нормы.

Перерасчет за воду

При наличии информации о температурных нормативах горячей воды, следует знать и коэффициент уменьшения оплаты за коммунальную услугу. В данном случае от ресурсоподающей компании можно потребовать провести перерасчет за предоставляемую горячую воду.

Показатель снижения обусловливается 0,1%, исходя из цены ресурса за каждое уменьшение на 3 градуса. При сокращении режима ниже +40° C, жильцы вправе оплачивать ГВС по стоимости холодной.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Уменьшенная температура горячей воды должна быть зафиксирована актом и подписана контрагентами – владельцем квартиры и представителем подающей ресурс организации.

Замер температуры воды

Провести замер теплоты можно самостоятельно, однако это не будет считаться юридическим доказательством. Но после ее определения, что температура находится ниже заявленной, пользователь вправе обратиться к ресурсопоставляющей структуре и вызвать домой ее представителей либо независимых экспертов. Подобная процедура предоставит возможность подать ходатайство коммунальной конторе для перерасчета.

Способы

Устная жалоба по поводу несоблюдения температуры горячей воды в кране по нормативам СНиП 2019 года не окажет влияния на управляющую организацию. Поэтому рекомендуется провести замер температуры самостоятельно с последующим вызовом представителей ЖЭК-а.

Процедура проводится по алгоритму:

  1. Открыть смеситель и спустить оставшуюся на входе в квартиру остывшую воду. Когда начнет течь горячая, набирать ее в любую емкость, желательно неметаллическую. Последняя может поглотить тепло.
  2. При незакрытом кране и переливе ГВС через края посуды, опустить в нее бытовой водный или воздушный градусник.
  3. Остановка красного спиртового столбика покажет фактический нагрев жидкости.
  4. Записать показания.

Если норматив не соблюдается, то нужно смело обращаться в теплосеть. Государственный стандарт страны P 51617-2000 установил, при каких условиях можно проводить замеры отопительным сезоном. Жилая комната должна быть нагрета до значения +18° C, ванная – не менее 25. Актирование (образец можно скачать ниже) нужно проводить при отсутствии прямых солнечных лучей, сквозняков, с плотно закрытыми окнами и дверями.

Оформление акта

Составленный документ о несоответствии температуры горячей воды в кране по нормативам 2019 года может сыграть основную роль по уменьшению цены коммунальной услуги и дальнейшем перерасчете.

Однако он должен быть составлен по всем правилам, в противоположном случае акт не будет иметь юридического основания. Возможно, представители жилищной конторы неслучайно могут забыть поставить оттиск мокрой печати либо подпись. Аутентичный документ оформляется в двух экземплярах, один остается у коммунальщиков, второй – потребителя услуги.

Подача жалобы

При единичном случае падения температуры можно обратиться с помощью телефонного звонка в жилищно-эксплуатационное управление. Диспетчер обязан принять вызов к сведению и выяснить причину снижения температурного режима.

Если же некачественное предоставление хозяйственной услуги не объясняется какими-либо непредвиденными обстоятельствами – устранением аварии, срочным ремонтом, управление обязано направить к пользователю своего представителя.

Последний сделает замер подогрева воды и оформит акт проведения операции. Постановление номер 354 указывает, что коммунальщики обязаны отреагировать на рекламацию клиента в течение ближайших двух часов после обращения последнего.

Инстанции для рекламации

При несоответствии температуры ресурса, потребляющая сторона вправе добиваться проведения перерасчета. Документ №354 описывает порядок действий граждан, проживающих в многоквартирных и частных домах.

Жильцы должны придерживаться следующего алгоритма поведения:

  1. Известить диспетчера ЖКО о несоответствующей температуре воды в высотном либо частном доме. Претензию можно выразить устно или письменным образом, хотя последний вид ходатайства будет официальным.
  2. Работник коммунальной службы обязан зафиксировать вызов пользователя.
  3. Устное или письменное обращение должно содержать полную именную формулу заявителя, его адрес, номер телефона и суть рассматриваемой проблемы.
  4. Оператор жилищной компании также должен назвать свою фамилию и должность, сказать, под каким номером зарегистрировано сообщение.
  5. Если же диспетчер в курсе происходящего – ремонт, аварийная остановка или замена трубопровода, он известит об этом пользователя.
  6. При отсутствии работ оператор должен принять уведомление к сведению и урегулировать с руководством меры по устранению проблемы. Время предполагаемой проверки работниками службы будет согласовано с жильцом дома.
  7. По итогам замера температурного режима организация составляет акт, с фиксированием нарушений, их причин. Документ также приводит методику проведения процедуры.
  8. Протокол составляется так же в двух аутентичных экземплярах для каждого из контрагентов.
  9. Если потребителя не устраивают полученные результаты либо он сомневается в их достоверности, первый вправе настоять на привлечении к замеру независимых специалистов.

Перед исполнением последнего заявитель обязан поставить в известность управляющую компанию о дате проведения независимого исследования. Процедура будет исполняться за счет коммунальной организации, однако при совпадении ее результатов с выводами независимого специалиста, потребитель погашает расходы жилищного управления.

Имея на руках оформленный протокол, который указывает, что горячая вода не соответствует принятым параметрам, допускается обращение в ЖЭО или теплосеть о проведении перерасчета. Возможно, коммунальщики будут противиться настоящей операции, тогда нужно направить жалобу жилищной инспекции либо прокуратуре. Подобное игнорирование составленных актов встречается нередко.

Теплосеть либо отмалчивается по этому поводу или обещает заняться перерасчетом в ближайшее время. Однако существуют определенные правила и норматив, который необходимо соблюдать как потребителю, так и поставщику.

В случае отказа эксплуатационной компанией оформить или подписать акт о некачественном предоставлении хозяйственной услуги, гражданин вправе обратиться к отделению Роспотребнадзора. Однако коммунальная структура знает, что температура горячего водоснабжение должна быть не менее 60 градусов, но и не более 75.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Если же первичная жалоба диспетчеру и вторичная – жилищной компании, не дала никакого результата, гражданин может подать ходатайство Федеральной службе по защите прав потребителей. Последней инстанцией станет иск в судебный орган.

Образец жалобы

При неоднократном уменьшении нормативной температуры горячей воды в квартире, жильцу следует составить жалобу на имя управляющего коммунальной службы. Ходатайство может быть отпечатано на принтере или написано от руки, главное – правильное оформление.

Группа верхних реквизитов обозначает наименование коммунальной организации, фамилию управляющего. Ниже указывается полная именная формула заявителя, адрес регистрации, номер сотового или стационарного телефона.

Средняя часть документа содержит следующую информацию:

  1. Заявление о том, что температура горячей воды в многоквартирном доме норматив не соблюдается, что предусмотрено ФЗ №195 (КоАП), статьей 7.23.
  2. Сам текст разъясняет суть проблемы. Приводятся данные замеров, полная именная формула представителя организации, степень подогрева воды.
  3. Нижняя часть ходатайства содержит требование по ликвидации факторов, которые вызывают некачественную подачу горячего водоснабжения. Не будет лишним приведение информации о том, что температурный сбой наблюдался несколько раз.
  4. Подытоживается заявление установкой даты и подписью ходатая.

Любое ходатайство к инстанции оформляется двумя экземплярами. Если корреспонденция отправляется заказным письмом с уведомлением, на последнем обязана стоять подпись адресата. При личном же посещении организации на втором экземпляре ставится отметка секретарем и оттиск мокрого штампа или печати о получении первого.

Для рассмотрения жалобы коммунальщикам отводится время равное 30 календарным дням.

Заявление на перерасчет за воду

Изменение ранее намеченных или начисленных сумм платежей осуществляется в течение 5 дней, не считая выходных – субботу и воскресенье. Если же коммунальное предприятие выражает свое несогласие с поданным заявлением, оно должно направить заявителю письменный мотивированный ответ сроком 30 календарных дней.

Государство гарантирует каждому человеку получение качественных коммунальных услуг, ГВС, соответствующей установленным стандартам. Если же таковое не происходит – нормативная температура горячей воды ниже заявленной, пользователь вправе потребовать перерасчет с составлением жалобы.

Посмотрите видео: "Как воруют на нашей горячей воде."

Перед вами шпаргалка. Вы можете свериться с ней, если получите жалобу от жителя о том, что в квартире холодно.

В случае отклонения температуры воздуха в помещениях от нормативных значений юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 10 тыс. руб. Кроме того, придется делать перерасчет.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какой должна быть температура воздуха в помещениях МКД;
  • какие предусмотрены отклонения;
  • как сделать замер;
  • как рассчитать результирующую температуру воздуха в помещении.

Какой должна быть температура воздуха

Температура воздуха в жилых помещениях МКД должна соответствовать требованиям пункта 15 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В остальных помещениях температура регулируется законодательством о техническом регулировании, в частности СанПиН 2.1.2.2645–10 (приложение 2).

  • превышение нормативной температуры - не более 4 °C;
  • снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00:00 до 05:00) - не более 3 °C.

Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается. Под дневным временем по Правилам №354 понимают время от 05:00 до 00:00.

Как сделать замер

Измеряйте температуру воздуха в комнатах жилых помещений, стоя в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м, и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения). Измерительный прибор держите на высоте 1 м.

Если в квартире несколько комнат, замер делайте в наибольшей по площади жилой комнате.

Измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494–2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»).

Как рассчитать результирующую температуру

Результирующую температуру помещения можно измерить шаровым термометром. При скорости движения воздуха до 0,2 м/с результирующую температуру считают равной температуре шарового термометра с диаметром сферы 150 мм.

Значение результирующей температуры можно рассчитать. Правила расчета установлены в ГОСТ 30494–2011 (приложение, А).

При скорости движения воздуха до 0,2 м/с применяют формулу 1 .

ФОРМУЛА 1 Определение результирующей температуры при скорости движения воздуха до 0,2 м/с

При скорости движения воздуха от 0,2 до 0,6 м/с применяют формулу 2 .

ФОРМУЛА 2 Определение результирующей температуры при скорости движения воздуха от 0,2 до 0,6 м/с

Радиационную температуру вычисляют по температуре шарового термометра (формула 3 ) или по температурам внутренних поверхностей ограждений и отопительных приборов (формула 4 ).

ФОРМУЛА 3 Определение радиационной температуры по шаровому термометру (диаметр сферы до 150 мм)

ФОРМУЛА 4 Определение радиационной температуры по температурам внутренних поверхностей ограждений и отопительных приборов

СПРАВКА

Термины и определения

Оптимальные параметры микроклимата - сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.

Помещение с постоянным пребыванием людей - помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток.

Радиационная температура помещения - осредненная по площади температура внутренних поверхностей ограждений помещения и отопительных приборов.

Результирующая температура помещения - комплексный показатель радиационной температуры помещения и температуры воздуха помещения.

Цель и основания задача предоставления коммунальной услуги «отопление» - это обеспечение поддержания температуры внутри жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, внутри помещений в производственных и общественных зданиях, в соответствии с действующими нормативными требованиями. Реализацию данной задачи обеспечивает главным образом исполнитель коммунальной услуги.

Указанные нормативные требования к показателям температуры в помещениях устанавливаются следующими документами.

1. СанПиН 2.1.2.2645-10 (санитарные правила и нормы) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (статус - действующие). Вышеназванные санитарные правила и нормы устанавливают необходимость поддержания температуры в жилых помещениях (допустимая температура) в холодный период времени от 18-24 °С.

Таблица 1. Оптимальные и допустимые нормы температуры в помещениях жилых зданий

2. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (статус – действующие).

В соответствии с п. 4.10.2.1 упомянутых Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществляться мероприятия по поддержанию надлежащего температурно-влажностного режима, в том числе:

  • в чердачных помещениях (в холодных чердачных помещениях - не более чем на 4 градуса Цельсия выше температуры наружного воздуха, в теплых чердачных помещениях - не ниже 12 градусов Цельсия). (п. 3.3. Постановления Госстроя РФ № 170);
  • в помещениях подвалов и технических подполий температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов Цельсия (п.п. 3.4.1., 4.1.3. Постановления Госстроя РФ № 170);
  • на лестничных клетках (температура воздуха - не менее +16 градусов Цельсия) (п. 4.8.14. Постановления Госстроя № 170).

3. СанПиН 2.2.4.3359-16 (санитарные правила и нормы) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81 (статус действующие. Вышеназванные санитарные правила и нормы устанавливают необходимость поддержания температуры в производственных помещениях в холодный период времени от 19-24 °С (в помещениях, где работники осуществляют трудовую функцию в положение сидя, а так же в положении стоя, и перемещаясь)

Таблица 2.Допустимые величины параметров микроклимата на рабочих местах производственных помещени

К категории IIа относятся работы с интенсивностью энергозатрат 175 – 232 Вт, связанные с ходьбой и перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя и (или) сидя.

К категории III относятся работы с интенсивностью энергозатрат более 290 Вт, связанные с постоянными передвижениями, а также перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей.

Вышеперечисленные СанПиНы обязательны для исполнения. Согласно ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Не соблюдение указанных в настоящей статье норм (требований к показателям температуры в помещениях), является не только основанием для наложения штрафов на исполнителя коммунальной услуги со стороны Роспотребнадзора за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, но и основанием для обращения с досудебной претензией, а далее с исковым заявлением о нарушения прав потребителя (так же в адрес исполнителя коммунальной услуги).

Пленум ВС РФ в целях (Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22) в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг сделал следующие важные разъяснения.

П. 21. Вышеназванного Постановления в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.П. Кирбижековой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (ИНН 1903013620, ОГРН 1021900698940)

к государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ОГРН 1041901000338, ИНН 1901061466)

о признании незаконным и отмене постановления от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (ИНН 1903018184, ОГРН 1081903000520).

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – Круглов Г.К. по доверенности от 12 января 2015 года № 03-2015 (т. 1 л.д. 9), Рогожин С.А. по доверенности от 13 января 2015 года № 17-2015 (т. 2 л.д. 7);

ответчика – Самрин И.П. по доверенности от 2 февраля 2015 года (т. 1 л.д. 62), Ольшевский В.С. по доверенности от 23 марта 2015 года (т. 2 л.д. 5), Комаров Д.В. по доверенности от 27 марта 2015 года (т. 2 л.д. 6).

Общество с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее – жилищная инспекция) от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности на основании статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Определением арбитражного суда от 30 января 2015 года заявление общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 26 марта 2015 года арбитражный суд определил рассмотреть дело по правилам административного судопроизводства.

Определением от 23 апреля 2015 года арбитражный суд удовлетворил ходатайство общества, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управляющую в настоящее время и обслуживающую дом в спорный период организацию – общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (далее – ООО «ЖЭУ-1»).

Третье лицо - ООО «ЖЭУ-1» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (извещение от 11 июня 2015 года, т. 2). В соответствии с частью 5 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

В судебном заседании представители общества требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, в пояснениях к отзыву (т. 1 л.д. 167-169) и на доказательства, представленные в материалы дела. Доводы заявителя следующие:

В акте проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24 не указаны: место составления акта, методики измерения температуры в жилых помещениях с использованием термометра Л-300, свидетельство о поверке № 4080/203, методики измерения параметров тепло- и водоснабжения на вводе в дом с использованием тепловизора инфракрасного TESTO 875-2, свидетельство о поверке № 016008950;

В материалах административного дела отсутствует информация о свидетельстве о поверке манометра ТМ5;

Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) давление в системе водоснабжения должно измеряться в точке водозабора в часы утреннего максимума (с 07.00 до 09.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00); такие измерения осуществлялись манометром ТМ5 в 15 часов 20 минут;

Согласно приложению № 1 к Правилам № 354 при измерении температуры допускаются приборы, которые должны соответствовать требованиям стандартов, в частности таблице № 8 ГОСТ 30494-2011, допустимая погрешность прибора должна быть не более 0,1 градус; температура теплоносителя на вводе в дом измерялась с использованием тепловизора TESTO 875-2, погрешность которого составляет порядка 2 градусов;

Административный орган не доказал наличие в действиях (бездействии) заявителя состава спорного административного правонарушения;

Ссылка в оспариваемом постановлении на пункт 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России 24 марта 2003 года № 115, несостоятельна, так как данные правила не содержат требований, предъявляемых к качеству коммунальной услуги по отоплению. Такие требования содержатся в приложении № 1 Правилам № 354, среди которых такого требования как температура воды в подающем трубопроводе на вводе в дом нет;

В силу пункта 15 раздела 6 (сноска 5) приложения № 1 к Правилам № 354 требования к температурному режиму в квартирах применяются при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений (ГОСТ Р 51617-2000);

Общество не занимается обслуживанием и эксплуатацией внутридомовых инженерных коммуникаций многоквартирных домов, обслуживанием внутридомовых коммуникаций занимается управляющая компания – ООО «ЖЭУ-1».

Представители жилищной инспекции с требованиями общества не согласились, сослались на доводы, изложенные в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 55-61), и на доказательства, представленные в материалы дела, указали:

В акте проверки указано место проведения проверки: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77; в нем содержится фраза «Измерение температуры воздуха в жилых помещениях проводилась инструментальным способом в соответствии с ГОСТ 30494-2011 с использованием прибора..», далее следует информация об используемом приборе - термометр лабораторный электронный ЛТ-300, свидетельство о поверке № 4080/203 действительно до 2 августа 2015 года, зав. № 1468403;

Тепловизором инфракрасным TESTO 875-2 производились только замеры температуры носителя в точке разграничения балансовой принадлежности; данные замеры производились в соответствии с руководством по эксплуатации; отметка о способе измерения температуры теплоносителя не занесена в акт проверки по причине отсутствия в акте свободного места для отметки, но в акте указан сам прибор и его заводской номер;

В акте проверки имеется отметка о модели манометра – ТМ5 и сведения о его государственной поверке;

В рамках спорной проверки осуществлялся замер температуры воздуха в жилом помещении, а также параметры отопления на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома, но не параметры водоснабжения;

ГОСТом 30494-2011 установлены требования к измерению температуры воздуха в жилом помещении, но не к измерению температуры теплоносителя;

Предельное отклонение прибора измерения температуры воздуха – термометр лабораторный электронный ЛТ-300 соответствует требованиям, установленным таблицей 8 ГОСТа 30494-2011;

Погрешность прибора измерения температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности не регламентируется Правилами № 354;

На обществе лежит обязанность обеспечить качественное предоставление коммунальной услуги – отопления и всех характеризующих её параметров до точки балансового разграничения, а именно до общедомового узла учета тепловой энергии теплоносителя, в месте которого и осуществлялись измерения;

Прибор TESTO 875-2, о котором идёт речь в решении Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года, использовался по прямому назначению, а именно для бесконтактного измерения пространственного распределения температуры поверхностей твердых (сыпучих) тел, газовых струй и воды по их собственному тепловому излучению и отображения этого распределения на экране ЖК-дисплея;

Паспорт готовности, а также отсутствие в нём замечаний к тепловому контуру (утеплению), подтверждают выполнение мероприятий по утеплению помещения перед отопительным сезоном 2014-2015 годов;

Недостаточный перепад давления служит следствием ухудшения качества теплоснабжения спорного жилого дома, что в свою очередь вызывает уменьшение температуры воздуха в жилых помещениях;

Третье лицо ООО «ЖЭУ-1» (управляющая в настоящее время и обслуживающая дом в спорный период организация) отзыв на заявление не представило, в судебном заседании 11 июня 2015 года представитель третьего лица Арзамасцева И.Н. поддержала позицию жилищной инспекции. Полагала, что нарушение температурного режима в квартирах произошло по вине ресурсоснабжающей организации.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.

22 октября 2014 года в прокуратуру г. Черногорска поступило обращение жильцов квартир №№ 14, 17, 22, 10, 12, 19, 29, 26, 23, 25, 18, проживающих в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77 (далее – МКД), о принятии мер в связи с нарушением температурного режима – отсутствие отопления (т. 1 л.д. 85). Данное обращение 31 октября 2014 года направлено прокурором г. Черногорска для рассмотрения в жилищную инспекцию (т. 1 л.д. 84, 85).

Заместителем руководителя жилищной инспекции Гусаченко А.А. вынесено распоряжение от 1 декабря 2014 года № 1006-Т о проведении в отношении общества внеплановой (выездной) проверки соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и иных нормативных правовых актов, качества предоставления жилищных, коммунальных услуг потребителям, проживающим в МКД (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 88).

Уведомлением от 1 декабря 2014 года общество извещено о необходимости явки 5 декабря 2014 года для совместного проведения со специалистом жилищной инспекции мероприятий по государственному контролю соблюдения требований жилищного законодательства с целью фиксации параметров качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, составления и получения акта проверки (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 89).

По результатам проведения проверки, проведённой в отсутствие представителя общества, составлен акт проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24, в котором отражено следующее:

Зафиксирована температура в жилых комнатах, в том числе в угловых, в квартирах №№ 14, 19, 10, 27 (от +17,1?С до +21,5?С), не соответствующая нормативной температуре (+20 ?С и +22 ?С);

Согласно температурному графику отпуска теплоэнергии котельной общества на 2014 год «Центральная» температура воды в систему отопления должна составлять +59,7?С, фактически +68,1?С на подающем трубопроводе и +37,5?С на обратном трубопроводе;

Давление в тепловой сети на подающем и обратном трубопроводе на вводе в дом составляет Р1 6,1 КГС/см?, Р2 6,0 КГС/см?;

Перепад давления на вводе в дом составил 0,1 КГС/см?, которого не хватает для нормальной циркуляции теплоносителя в системе отопления, о чём свидетельствует большой перегрев температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в дом.

Копия акта проверки получена обществом 8 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 90).

Уведомлением от 8 декабря 2014 года обществу предложено явиться 10 декабря 2014 года в жилищную инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (получено обществом 8 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 91).

10 декабря 2014 года должностным лицом жилищной инспекции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 12/24, где отражено, что обществом нарушены пункты 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170), пункты 31, 149 приложения № 1 к Правилам № 354, пункт 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115. Указано, что ответственность за названные нарушения предусмотрена статьей РФ. Копия протокола получена обществом 11 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 92-94).

Определением от 25 декабря 2014 года на 30 декабря 2014 года назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества (получено представителем общества Салатовым К.Г. 25 декабря 2014 года по доверенности от 9 января 2014 года № 04-2014, подпись на документе, т. 1 л.д. 96, 97).

В пояснениях по административному делу от 29 декабря 2014 года общество просило производство по административному делу прекратить (т. 1, л.д. 98-99).

По ходатайству общества (т. 1 л.д. 143) определением от 30 декабря 2014 года рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 20 января 2015 года (т. 1 л.д. 145).

Жилищной инспекцией по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя общества Круглова Г.К. (доверенность от 9 января 2014 года № 03-2014, т. 1 л.д. 144) принято постановление от 20 января 2015 года, которым общество привлечено к административной ответственности по статье РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. (т. 1 л.д. 10-15).

Не согласившись с принятым жилищной инспекцией постановлением, общество в установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу части 3 статьи Российской Федерации судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Арбитражный суд не является органом, осуществляющим административное преследование. Исходя из принципа презумпции невиновности в совокупности с принципом состязательности и равноправия сторон, суд вправе устанавливать виновность лица лишь при условии, если её доказал орган, осуществляющий административное преследование.

По смыслу приведенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, возложена на орган (должностное лицо), вынесший соответствующее постановление по делу об административном правонарушении.

В силу пунктов 1, 3 статьи РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов" target="_blank">210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При привлечении общества к административной ответственности административный орган не отразил наличие в действиях (бездействии) заявителя субъективной стороны вменяемого правонарушения. В частности, не указал, имелась ли у заявителя возможность по соблюдению соответствующих правил, какие конкретно меры должны были быть приняты обществом для соблюдения требований действующего законодательства.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей , и , арбитражный суд пришёл к выводу о том, что объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей РФ, а также вина общества в совершении вменяемого правонарушения, административным органом не доказаны.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Арбитражный суд также принимает во внимание сложившуюся судебную практику по аналогичным делам, обстоятельствам и доводам с участием тех же сторон:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 июня 2015 года по делу № А74-2740/2015 (не вступило в законную силу (т. 2));

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Черногорска Республики Хакасия от 5 мая 2015 года по делу об административном правонарушении № 5-5-305/2015, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение предписания жилищной инспекции), в отношении общества прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (вступило в законную силу);

Аналогичное решение Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года (вступило в законную силу (т. 1 л.д. 35-36)).

Принимая во внимание указанное, суд считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, охватываемого статьей РФ, в связи с чем, требования общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" target="_blank">211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс».

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Е.В. Каспирович

Суд:

АС Республики Хакасия

Истцы:

ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс"

Ответчики:

Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия

Иные лица:

ГУП РХ "Институт "Абакангражданпроект"
ОАО "Институт "Абакангражданпроект"

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ