Разнообразие форм и стилей бонсай. Лучшие виды и стили бонсай Бонсай стили формирования

Несмотря на возрастающую популярность, бонсай сохраняет за собой статус эксклюзивности и остается символом элитарности украшенного им интерьера. Однако если раньше растительные миниатюры покупались за немалые суммы или выращивались истинными энтузиастами, то сегодня они доступны по довольно демократическим ценам и стали достойным подарком.

Начинающим постигать удивительный мир бонсай никак не обойтись без знания основных особенностей разработанных в течение веков стилей. В предыдущих публикациях были описаны и для одиночных миниатюр, а теперь перейдем к многоствольным композициям и коснемся требующих высокого мастерства элитарных.

Сокан (Sokan, 双幹) – один из базовых многоствольных стилей. Представляет собой миниатюру с двумя стволами. Среди окружающей нас растительности подобные сдвоенные деревья отнюдь не редкость.

Оба ствола питает одна корневая система. Вдобавок они растут под некоторым углом таким образом, что с высотой расстояние между ними увеличивается. Угол такого расхождения не должен быть слишком большим, поскольку тогда композиция потеряет естественный вид.

В нижней части стволы не пересекаются и не имеют наклона к лицевой стороне бонсай, с которой должны четко просматриваться. Один из них выше, толще, мощнее и явно доминирует над другим. Если он каким либо образом искривлен, то подчиненный ствол ассиметрично повторяет характер этого движения. Также однотипными должны быть их кроны.

Обычно второй ствол формируется из очень низко расположенной боковой ветви. Если точка расхождения образует «вилку» на неподходящей высоте ее можно попытаться опустить, вызвав образование новых корней путем заглубленной высадки в глубокий контейнер.

Для этого стиля применяются также иные варианты наименования: сдвоенный ствол, близнецы, отец и сын, мать и сын. Последний вариант также нередко используется для близкородственного стиля Содзю/Сожу (Soju, 双樹). Однако, несмотря на довольно сильное внешнее сходство у каждого из них свои особенности.

Принципиальное отличие содзю от сокана в том, что композиция формируется путем очень близкой посадки двух разной высоты деревьев одного вида. При этом главенствующее дерево-«родитель» также композиционно подчиняет дерево-«дитя». Однако у каждого из них своя корневая система.

Растут они в этом случае параллельно (хотя некоторые мастера допускают отклонение «сына» в пределах 15°). Крона подчиненного растения не должна явно примыкать к доминирующему стволу. Обе кроны имеют сходную динамику вершины и могут создавать объединенный в одно целое силуэт.

Стиль сокан не сложен в выращивании, но визуально довольно элегантен. Красота и эстетичность такой посаженной несимметрично или по центру любой формы контейнера композиции зависит от гармоничного соотношения толщин стволов.

Помимо прочего он служит основой для иных многоствольных вариаций. Три растущие из одного корня разные по высоте ствола составляют уже полную семью из «отца», «матери» и «сына». Именуется такой бонсай Санкан (Sankan ) и символизирует преемственность поколений. Также свои названия есть у пяти стволов – Гокан (Gokan ), семи – Нанакан (Nanakan ), девяти – Кюкан (Kyukan ).

В стиле сокан желательно формировать хвойные, листопадные или вечнозеленые растения, имеющие мелкие листья и небольшие цветки и плоды. Предпочтение обычно отдается сосне, кедру, еле, секвойе, можжевельнику, вязу, березе, клену, боярышнику обыкновенному, тису ягодному, пробковому и каменному дубу, кипарисовику, гинкго билоба, японским айве и буку, сливе умэ, камелии, азалии, глицинии, криптомерии.

Ёсе-Уэ/Йосе-Ю (Yose-ue, 寄せ植え) – роща на ладони или лесной стиль. Миниатюра имитирует участок лесного ландшафта. Композицию составляют отдельные разной толщины, высоты и возраста карликовые деревца одного вида. Символизирует такой бонсай преемственность и связь поколений.

С целью придания миниатюрному лесному пейзажу естественности деревья высаживают нелинейно и на разном расстоянии друг от друга, добиваясь таким образом природной хаотичности.

Также реалистичность возрастает, если за счет грунта формировать неровную «местность» и осуществлять посадку на разной высоте. Такой многоуровневый ландшафт усиливает глубину и визуально расширяет пространство.

Количество стволов зависит от предпочтений той или иной японской школы бонсай. Главное чтобы число задействованных экземпляров было нечетным.

В некоторых случаях композиция даже имеет собственное наименование: три деревца – Sambon-yose , пять – Gohon-yose , семь – Nanahon-yose , девять – Kyuhon-yose . Согласно воззрениям адептов одних школ гармония достигается исключительно при девяти или девятнадцати карликах. Другие не столь категоричны и не ограничивают число растений.

В группе насаждений наличествует одно самое крупное, внушительное и красивое дерево, которое играет роль «матери леса». Рядом с ним желательно располагать пару экземпляров поменьше, но также мощных и хорошо просматривающихся.

По мере удаления от этого центра размер высаживаемых растений уменьшается. В композиции может присутствовать не одна, а несколько таких групп, но в каждой из них сохраняется указанная иерархия объектов.

Родительское дерево обычно сдвигается в сторону на треть длины от центра мелкого контейнера (овального или квадратного) или произвольной формы вытянутой тонкой каменной плиты. Кроны растений формируют единую композицию, повторяя ритм и направление движения «материнского» карлика.

У деревьев переднего плана более разрежена крона и хорошо просматривается ствол. На заднем плане для усиления перспективы возможна организация более плотной посадки растений, имеющих низко расположенные ветви густой кроны. Весь пейзаж должен производить впечатление многолетнего естественного постепенного добавления молодых деревьев к старому ядру рощи.

Пригодны для данного стиля: сосна стланиковая европейская, кизил блестящий, бук, береза, клен завитой, граб, ива арктическая, туя, тсуга черная, дзельква, черемуха виргинская, древовидные толстянки.

Икадабуки (Ikadabuki, 筏吹き) – упавшее дерево или плотообразный стиль. Отображает природную ситуацию, когда сваленное стихией дерево все же остается жить. Уцелевшая корневая система продолжает питать оставшиеся целыми ветви. Со временем они укореняются и разрастаются, превращаясь в самостоятельные деревья. Стиль символизирует способность выживать и развиваться в сложных условиях.

В такой композиции превратившиеся в растущие вверх стволы ветви как бы «плывут» на частично погруженном в почву горизонтальном базовом стволе-«плоту».

При формировании икадабуки в зависимости от вида используемой растительности избирают прямую или изогнутую вариацию стиля.

Прямая вариация предполагает расположение тянущихся ввысь карликов на одной линии вдоль толстого и относительно короткого исходного ствола. Как правило, они растут вертикально или с небольшим наклоном. Наличие заметных изгибов требует их повторения у каждого экземпляра.

В случае изогнутой вариации горизонтальный основной ствол достаточно длинен и имеет несколько изгибов. Кривизна обычно также присутствует и в силуэте соединяемых им веток-стволов.

Для «плота» подбирается деревцо, у которого ветви расположены преимущественно с одной стороны. При этом те, что короче 7 сантиметров обрезаются. С противоположной стороны удаляются все ветки и участками срезается кора. Места срезов обрабатываются стимулятором роста корней. Исходная корневая система примерно на треть сокращается.

После этого заготовка срезами вниз укладывается в продолговатый глубокий контейнер, засыпается грунтом так, что на поверхности остается 1/3 от толщины ствола с ветками, и фиксируется.

Если гибкость ствола позволяет, то после высадки он изгибается и укладывается на почву. В противном случае деревцо ложится горизонтально и корни засыпаются с образованием холмика.

Затем наступает период ожидания появления и роста новых корней. Для лиственных деревьев этот срок равен 1-2 годам, для хвойных – до 5 лет. Только после укоренения горизонтальной части бонсай удаляется старая корневая система и начинается формирование из веток будущих стволов.

В качестве заготовки следует брать уже достаточно взрослое растение, иначе ветви-стволы перерастут по толщине исходный, нарушив тем самым один из основных канонов – новые деревца должны произрастать из ясно различимого старого лежащего на земле ствола.

Подходят для создания икадабуки практически все быстро укореняющиеся виды деревьев и кустарников. Чаще всего используют бук европейский, фикус, можжевельник казацкий, клен дланевидный, бересклет, ель конику, сосну мелкоцветную (японская белая сосна).

Два оригинальных стиля бонсай – Секидзёдзю и Исицуки – представляют собой гармоничные растительные композиции на скалах. Подобная ситуация в природе имеет место когда подхваченные ветром, птицами или животными семена попадают в расщелины скал или на каменистую почву.

В таких экстремальных условиях дерево вынуждено довольствоваться скудными запасами влаги и питательных компонентов, добываемых корнями из углублений и трещин. Символизируют они вездесущность, приспосабливаемость и неистощимость жизни.

Образ самого карлика может формироваться по канонам любого стиля. Главное – достигнуть гармонии со скалой. Так изогнутые книзу и сообразны на крутых склонах, а на плато хорошо смотрятся или . Деревцо в стиле уместно высаживать на вершине, где обычны постоянные и сильные ветра. Расположив группу из нескольких карликов можно создать впечатляющий пейзаж.

Контейнером для такого бонсай служит камень, размер фактуру и цвет которого подбирают под конкретную композицию. При этом горная порода должна обладать определенными свойствами: не растворятся водой, быть стойкой к ингредиентам удобрений, обладать пористостью для впитывания и сохранения влаги.

Также требуется достаточная твердость, чтобы ее можно было механически обработать, а корни не раскрошили за несколько лет.

Расположение корней является основным различием между данными наскальными стилями. Но при этом они настолько близки между собой, что неспециалисту очень трудно определить – кто есть кто. Их нередко смешивают и называют «дерево на камне». Поэтому сначала рассмотрим тот стиль, к которому это определение подходит всецело.

Секидзёдзю/Секижежу (Sekijoju, 石上樹) – оголенные корни на камне. Главная отличительная черта – хорошо видимые выступающие наружу развитые корни. Стиль имеет две вариации образов миниатюры: оплетающее скалу и «вырывающееся» из камня деревцо.

В первом случае бонсай имитирует ситуацию, когда в поисках влаги и пропитания корни растения оплетают камень и проникают в почву под ним. Их оголенные участки покрываются особой защитной корой и стают похожими на ствол.

Скальная глыба может как превышать своими размерами деревцо, так и быть меньше него. Во втором случае композиция воспроизводит закрепившееся на скальной глыбе дерево. Сама скала обнажилась в результате процессов эрозии и в ее трещинах и щелях прочно заякорились корни.

Для такого бонсай выбираются экземпляры с уже хорошо развитыми длинными корнями. Их или фиксируют на поверхности скалы, или пропускают через сквозные щели.

При необходимости отверстия требуемого размера можно проделать искусственно. Затем композиция помещается в заполненный субстратом широкий и плоский контейнер, до которого достают корни.

Пригодны для создания подобных композиций обладающие развитой корневой системой виды; клен, кизильник, можжевельник, слива, вишня, китайский вяз, пираканта, фикус, розмарин обыкновенный, азалия, бук, серисса, сосна, кедр.

Исицуки/Исидзуки (Ishitsuki ,石付き) – укоренившийся в камне бонсай. Требующий высокого уровня мастерства один из сложнейших стилей. Удерживающие и питающие растения корни уходят сквозь щели в недра скалы и практически не видны на поверхности.

Миниатюра размещается и закрепляется в заполненном субстратом углублении в скальной породе. После этого карлик уже не пересаживается, а только поливается и подкармливается. Зачастую такой каменный остров для увеличения количества влаги помещают в широкую и низкую емкость с водой.

Поскольку объем выемки с субстратом невелик, то у растения даже для бонсай довольно экстремальные условия. Поэтому формирование и поддержание подобного рода композиции считается вершиной профессионализма бонсаиста.

Подходят для этого стиля: клен, тимьян, слива, японская айва, бук, кедр, сосна черная, фиговое дерево, можжевельник, дуб.

Чоккан - это один из основных стилей бонсай. Ствол такого дерева абсолютно прямой - от основания до верхушки. Такую форму обычно имеют деревья, растущие на открытых пространствах.

Идеальный бонсай чоккан имеет ровный основной ствол, от которого во всех направлениях расходятся корни. Длинные ветви располагаются внизу, а тонкие и короткие – в верхней части дерева, что соответствует изящным пропорциям. Такую форму обычно придают хвойным.

Сякан

"Наклонный". Сякан - это стиль, при котором вертикальный ствол наклоняют по диагонали. В естественных условиях такую форму имеют деревья, растущие на ветреных пляжах, склонах или вершинах гор. Ствол может быть наклонным и прямым или иметь изгибы. В основном, такую форму также придают хвойным породам.

Бундзин

"Элитарный". Характерна необычная пространственная форма дерева: ствол довольно тонкий для дерева такой высоты, с причудливыми, мягкими изгибами. Ветвей обычно немного, они короткие и сосредоточены наверху, из-за чего дерево кажется высоким.

Такую форму часто придают деревцам с двумя или тремя стволами. Для этого стиля хорошо подходят виды, обладающие аурой нежности, например красная сосна.

Мойони

"Неформальная вертикаль". Бонсай мойоги имеет искривлённый ствол. Для формирования можно использовать естественные изгибы ствола или придавать растению такую форму намеренно.

Главный элемент – контуры и естественность. Это наиболее распространенный стиль, при помощи него можно выращивать хвойные, азалии сацуки и другие растения.

Фукинагаси

"Порыв ветра". Такой вид приобретают сосны и другие деревья, которые растут в местах, где сильные ветры круглый год дуют в одном направлении - например, на пляжах. Все ветки, от основания до макушки гнутся под ветром. Ствол также обычно наклонен в направлении ветра. Однако, некоторые бонсай фукинагаси имеют вертикальные стволы, а в направлении ветра изогнуты только ветви.

Кенгай

"Каскад". В стиле кенгай ствол и ветви наклонены в сторону и каскадом ниспадают ниже основания. Такую форму часто приобретают хвойные, которые растут в долинах и на скалистых склонах.

Ханкенгай

"Полукаскад". Как и в предыдущем случае, ствол и ветви бонсай ханкенгай наклонены в сторону и вниз. Разница заключается в том, что крона не опущена ниже основания.

Банкан

"Скрученный". Банкан напоминает нам о деревьях, которые растут в суровых климатических условиях. Такой бонсай обычно невысок, а изгибы выражены гораздо ярче, чем у мойоги.

Ствол, как правило, сильно перекручен или даже превращен в сабамики(расщепленный ствол) с выбеленными фрагментами – такой прием называется "джин". Идеально подходит для формирования китайских можжевельников.

Сабамики

"Расщепленный". Омертвевшая часть ствола называется "саба". Бонсай сабамики выглядит как дерево, частично повреждённое непогодой, засохшее и растрескавшееся.

Иногда сабамики дополняет "джин" - высохшая до белизны костей ветка. Можжевельник китайский прекрасно подходит для этого стиля, но для сабамики можно использовать и другие породы, например японский абрикос.

Неагари

"Обнаженные корни". При формировании деревца в этом стиле корни поднимаются высоко в воздух. Такие бонсай напоминают деревья, корни которых обнажаются из-за эрозии поверхностного слоя почвы. Обнаженные корни одревесневают и крепко удерживают дерево.

Многие деревья, сформированные в стиле неагари имеют между корнями камень, поэтому такой бонсай можно отнести и к стилю исицуки. В подобном стиле можно формировать хвойные, а также клены, которые образуют великолепные одревесневшие корни.

Хокидачи

"Метла". Бонсай в стиле хокидачи напоминают метлу, поставленную на ручку. Множество ветвей направлены вверх и в стороны, а ствол абсолютно прямой. В таком стиле формируют дзелькву, которая и в природе имеет аналогичную форму. Иногда его выбирают для формирования китайского каркаса.

Сидаре

"Плакучий". Для бонсай сидаре характерны ниспадающие ветви. Наиболее часто формируют тамариск китайский, плакучую иву и плакучую вишню – из названия двух последних видов ясно, что плакучая форма для них естественна.

Сокан

"Двойной ствол". У такого бонсай два ствола, растущих либо из одного основания, либо близко друг к другу. Эстетический аспект – контраст и баланс между толщиной и высотой двух стволов, которые чаще всего бывают прямыми. В зависимости от соотношения толщины, их можно назвать отцом и сыном, мужем и женой либо братьями.

Для формирования в таком стиле лучше всего подходят хвойные, например сосны, криптомерии и японский кипарис, а также лиственные, например клены.

Нецуранари

"Общие корни" или "искривленные корни". Бонсай нецуранари напоминают стиль йосею, но в нем несколько стволов растут из одного корня. Такой бонсай состоит из одного дерева со множеством стволов, каждый из которых растет из своей точки корневой системы и формируется в обычное дерево.

Для подобных бонсай прекрасно подходит японская белая сосна или аянская ель. В Японии считается, что они приносят счастье.

Классические стили бонсай сложились согласно многовековым японским традициям, ориентирующимся на внешний вид естественно растущих в природе деревьев.

Дерево может изменяться от воздействий внешней среды. Зачастую в неблагоприятных климатических условиях деревья сильно видоизменяются, возникают карликовые формы, которые часто едва похожи на своих высокорослых собратьев. Взять, например, горную сосну (Pinus mugo).

В условиях высокогорья (каменистая почва, постоянные ветры, короткое лето, низкая температура зимой) у дерева образуются сильноизогнутые пологие стволы, хотя на равнине она растет как типичное дерево с хорошо выраженным вертикальным стволом и овальной кроной.

Или обычная береза в лесостепной зоне с раскидистой, свисающей кроной совершенно отличается от березы, выросшей в условиях тундры, где она образует небольшую кустарниковую поросль с сильноизогнутыми, прижатыми к земле, стволиками. И таких примеров в природе очень много.

Или еще один пример, который мы все могли наблюдать: одиночное дерево, растущее на опушке леса, имеет широкую крону, ниже ростом, чем аналогичные деревья, растущие в чаще леса.

Что же такое бонсай ? Это искусственный способ выращивания миниатюрных деревьев. Появление различных стилей основывается на наблюдениях за природой, и любое отклонение от нее, сколько бы ценным оно ни было в садоводстве, решительно отделяется от традиционного определения бонсай.

Наиболее важным в искусстве бонсай представляется сохранение связи между выращиваемым деревом в выбранном стиле бонсай и дикорастущими растениями. Например, существует в природе какой-то определенный экземпляр, принадлежащий к виду, произрастающему в болотистой, плодородной среде. Поэтому, не нужно даже начинать его формирование в стиле «корни на скале», потому что в природе такая ситуация не является жизнеспособной.

Бонсаи можно классифицировать, исходя из определенных особенностей каждого экземпляра, напрямую зависящих от того, как он выращивался. Строгой классификации бонсаев не существует, их можно подразделять по форме кроны, положению, виду и количеству стволов, форме роста ветвей или по композиции.

Классификация бонсай по размеру

Если брать за основу классификации высоту ствола, то все бонсаи можно разделить на три основные группы: малые, средние и большие. Высота бонсая измеряется без учета высоты посадочного контейнера, во внимание берется только высота самого растения, от верхушки до основания.

  • Малые бонсай, «Шоккин» (shokkin), в эту группу входят совсем маленькие растения с высотой от 8 до 15 сантиметров;

Средняя группа бонсаев делится на две подгруппы:

  • «Комоно» (Komono) с растениями с высотой от 15 до 30 сантиметров;
  • «Чумоно» (Chumono) с растениями высотой от 30 до 60 сантиметров.

Бонсаи средней группы — самые распространенные.

К третьей группе относятся большие бонсаи:

  • «Омоно»(Omono), высота растений составляет около 1 метра.
  • Бонсай выше 120 см — садовый бонсай.

Бонсаи третьей группы смотрятся величественно. Но они занимают гораздо больше места, чем средние бонсаи. Поэтому их чаще всего выращивают в саду. Для поддержания формы им нужен свежий воздух, да и смотрятся они в саду идеально.

Классификация бонсай по числу стволов

Более распространенные бонсаи — деревья, растущие одним стволом из одного корня. На их основе выращивается очень много разновидностей стилей бонсай.

Есть многоствольные бонсаи, когда из одной корневой системы растет сразу несколько стволов.

Есть стили, когда в контейнеры высаживается несколько деревьев одного или нескольких видов с индивидуальной корневой системой, образующих небольшую рощу деревьев. В этой разновидности бонсай количество стволов должно быть нечетным, кроме стиля «два ствола».

Многоствольный стиль, «Куст» (кабудати)

Несколько стволов (нечетное число), растущие от одного корня в виде куста. Все стволы отличаются по высоте и толщине: у самых маленьких стволики тоньше, у более крупных — покрепче и потолще. Ветви всех деревьев образуют единую крону.

Стиль «Створки устричной раковины» (карабуки)

Из одного корня растет несколько стволов (нечетное количество), которые напоминают створки устричной раковины.

Стиль «Извилистые стволы» (нетсунагари)

Из одного основания растет несколько неправильных, извилистых стволов с извилисвыми корнями.

Стиль «Группа из трех стволов» (самбон-ёсэ)

Композицию составляют три самостоятельных ствола.

Стиль «Группа из пяти стволов» (гохон-ёсэ)

Композицию составляют пять самостоятельных стволов. С увеличением количества стволов (всегда нечетного числа) стиль получает новое название.

Стиль «Многоствольное дерево» (тсуками-ёсэ)

Несколько стволов растут из одного корня.

Стиль «Рощица» (ямаёри)

Несколько разных по высоте стволов (чаще всего более девяти) высаживают рядом. Всей композиции придается естественный вид рощи.

Лесной стиль (ёсэ-уэ)

Стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Главное, самое высокое, дерево сажают впереди. По обе стороны и чуть позади от него высаживают два других высоких дерева.

Для усиления эффекта задние деревья с густой и плотной кроной высаживают очень компактно, у переднего дерева оставляют открытый ствол. Неровный рельеф поверхности, камни, а также дополнительно подсаженные низкорослые травянистые растения создают единую композицию.

Классификация бонсай по стилю

Независимо от размеров и количества стволов бонсай, все они выращиваются при помощи одних и тех же приемов, или норм, которые преподносят оригинальные решения, определяющие внешний вид каждого экземпляра.

Отсюда и происходит различие стилей бонсай. При определении стиля чаще всего учитывается расположение ствола и ветвей, хотя иногда обращается внимание и на форму корней.

Стили бонсай различаются между собой наклоном ствола, расположением ветвей и корней, компоновкой нескольких экземпляров деревьев в одной плошке.

К основным стилям бонсай можно отнести «классический прямостоячий», «наклоненное дерево» и «каскад». Остальные являются их производными, отличающимися лишь сложностью используемых приемов или количеством экземпляров, растущих в одной плошке.

Классический прямостоячий стиль (тёккан)

Классический прямостоячий, или вертикальный стиль бонсай полностью повторяет стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно расположенными по сторонам ветвями и корнями.

Дерево имеет идеально прямой ствол, равномерно сужающийся к вершине. Ветви, немного провисая, растут горизонтально. Самая нижняя ветвь — самая мощная, последующие ветви по направлению к верхушке должны становиться постепенно более тонкими. Этот стиль подходит для деревьев всех пород.

Неправильный прямостоячий стиль (моёги, татики)

Стиль так же, как и классический прямостоячий, характерен одним прямостоячим стволом, но имеющим немного неправильную, возможно, слегка изогнутую форму. Ветви, вырастающие из изгибов ствола, также искривлены. Данный стиль характерен для различных видов хвойных растений, например, для кипариса , кипарисовика.

Стиль «Дерево, согнутое ветром» (фукинагаси)

Данный стиль представляет собой деревце с извилисто наклоненным стволом под некоторым углом относительно вертикали. Ветви растут только в одном направлении параллельно земле: на одной стороне ствола, в сторону предполагаемого направления ветра.

Стиль «Изогнутое дерево» (недзикан)

Характеризуется сильноизогнутым у основания стволом. Извилистые ветви повторяют изгибы ствола.

Стиль «Ломкое дерево» (сабамики)

Основной ствол разделен на две части глубокой открытой раной без коры.

Метлообразный стиль бонсай (хокидаси)

Стиль считается классическим, при котором соблюдается основной принцип — абсолютно правильный прямостоячий ствол с кроной в виде веера, зонтика или метлы. Ветви группируются в верхней части ствола и растут во всех направлениях.

Стиль формируется прищипкой верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Из спящих боровых почек начинают отрастать боковые побеги. В дальнейшем эти побеги также прищипываются, что, в конечном итоге, и создает метлообразную форму кроны. Для этого стиля подходят лиственные деревья с широкой, раскидистой кроной.

«Наклоненное дерево», или наклонный стиль (сякан)

Деревья, выращенные в наклонном стиле, имеют слегка наклоненный в любую сторону ствол. Ветви располагаются упорядоченно, но их рост не слишком равномерен.

Наклонный стиль бонсай формируется аналогично классическому вертикальному стилю. Дерево, выполненное в наклонном стиле, символизирует сопротивление ветру.

«Стволы-близнецы», или стиль сдвоенного ствола, (сокан)

Два дерева растут из одного корня. Одно из них должно быть большим и сильным, второе — маленьким и тонким. Ветви, расходящиеся горизонтально, образуют общую крону. Этот стиль также называют «отец и сын» или «близнецы».

Стиль «Два ствола» (содзу)

Два растущих рядом, но разнокоренных ствола разного размера и толщины создают очень привлекательную композицию.

Плотообразный стиль (икада)

Стиль характеризуется тем, что имитирует положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви сломаны, сначала часть ствола, а потом и весь ствол погружаются в болотистую почву, непотопленные ветви начинают расти вверх, превращаясь в отдельные, разновеликие деревца, растущие на одном «плоту». Со временем старый ствол сгнивает, а молодые деревца образуют собственные корни и кроны.

Полукаскадный стиль (хан-кенгай)

Стиль имитирует дерево, которое как бы зависает над обрывом или утесом. Характерная особенность этого стиля — верхушка ствола доходит до середины контейнера. Полукаскадный бонсай выращивается в высоких контейнерах, чтобы подчеркнуть природный феномен.

Каскадный стиль (кенгай)

Стиль имитирует горные деревья, ниспадающие с отвесных скал. Характерная особенность данного стиля — ствол деревца, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, с мощными, выраженными корнями. Верхушка ствола может спускаться ниже основания контейнера.

Элитарный, или литературный стиль (будзинги)

Сложный стиль, один из старейших, характеризуется стройным и длинным, нередко причудливо изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Немногочисленные ветви с также немногочисленными листьями размещаются в верхней трети ствола. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту. Такой бонсай высаживают в очень маленькую и яркую плошку.

Стиль «Пораженный молнией» (саримики)

Данный стиль отражает самое настоящее природное явление. Характерен разбитым стволом, у которого остаются живыми лишь несколько веток на самой верхушке.

Стиль «Обнаженные корни» (ниагари)

Стиль повторяет такое природное явление, как эрозия почвы. Почва или песок вымывается, корни обнажаются и со временем обрастают корой.

Стиль «Укоренившийся в камне» (иситсуки)

Корни дерева полностью покоятся в скальной полости. Рост ветвей изменяется в зависимости от вида дерева.

Стиль «Корни на скале» (сёкидзёдзу)

Процесс эрозии почвы на камне, когда каменные глыбы, выступающие из-под земли, заставляют растущие на них деревья углублять свои корни в расщелины и трещины, чтобы удержать крону и не погибнуть.

Использованная литература: Вернер Буш, Бонсай в нашем доме.1998;
Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас, Бонсай. Большой атлас.2001.
Источник изображений: flickr.com: Steve Greaves (4), Mike (2), Changho Kim (2), Rodrigo Sousa (3), Ceki .. Marriott (2), Paul Cheng (4), Bernard d"Astous, Roger Ferrer Ibáñez (5), Walkuere123, publikaccion, Colin Morris, BeiJing Bonsai

Техника культивирования миниатюрных деревьев зародилась в Китае свыше тысячи лет назад. Бонсай дословно переводится как "растение на подносе". В Японию данная техника пришла с буддистскими монахами, которые использовали маленькие деревья для украшения ниш домов, поэтому растения были не более 50 см. А в 18 веке японцы превратили эту технику в настоящее искусство, в связи с чем возникло многообразие стилей .

Бонсай можно купить, но удовольствие это не из дешевых. Поэтому все чаще цветоводы самостоятельно практикуют культивирование таких деревьев. Чтобы затея увенчалась успехом следует первоначально определиться с видом растений, подходящих для выращивания на "подносе".

Видовое разнообразие бонсай

Видовое разнообразие бонсай обширно, но начинающим цветоводам рекомендуют начинать с хвойных растений, потому как они являются долгожителями и достаточно неприхотливы.

Существует несколько основных видов бонсай, которые объединяют определенные виды растений:

  1. вечнозеленые, которые радуют насыщенной зеленью в любое время года
  2. весеннецветущие, которые зацветают в весенние месяцы
  3. цветущие в летний период
  4. способные выбрасывать цветы только осенью
  5. с замысловатой формой ствола и веток, которые открываются взору после листопада

Для бонсай можно использовать любое растение, но для комнатного цветоводства следует выбирать теплолюбивые деревья и кустарники. Наиболее часто в квартирах и офисах можно любоваться такими видами:

  • карликовым гранатом
  • иксорой
  • акацией
  • бугенвиллеей
  • , или елями
  • плодовыми представителями сада, среди которых выделяют , или
  • дубами

Некоторые умельцы практикуют и более привередливых представителей зеленой природы для создания бонсай. Для неопытных умельцев, решивших вырастить миниатюрный лес или сад в доме, подойдут любые семена нетребовательных растений. Часто используют глицинию, мелкие цветки которой густо покрывают ветки и делают растение очень декоративным.

Секрет создания маленькой копии садового дерева заключается в постоянных подрезках кроны. Для того, чтобы вырастить бонсай из семян дома потребуется запас терпения и большое желание. С первой попытки может ничего и не получиться, поэтому придется начинать все сначала.

Процесс выращивания миниатюрного растения довольно долгий и требует постоянного внимания.

Условно технику культивирования бонсай можно разбить на три основных этапа:

  1. Уход за семенем в течение продолжительного времени, которое может растянуться на годы. Выбирать растение следует с учетом климатических условий региона. Наиболее приспособленными считаются фикусовые и сосновые.
  2. Забота о росточке. Самый ответственный момент, требующий неустанного внимания. Молоденькое растение нужно часто проветривать. А когда появится четыре полноценных листика росток следует пересадить и спустя два месяца начинать вводить подкормки . В зимний период растение желательно переместить на подоконник, а подкормки постепенно свести на нет.
  3. Содержание взрослого деревца. Нужно постоянно контролировать степень освещенности и поддерживать оптимальный уровень влажности путем периодических опрыскиваний. Спустя определенный промежуток времени начинают бонсай.

Для маленьких зеленых друзей важно создавать оптимальные условия, особенно на ранних стадиях роста. Для этого следует изучить особенности и предпочтения выбранной культуры и удовлетворять все ее прихоти.

Секрет декоративности бонсай состоит в том, что деревца нужно растить в постоянном контейнере, периодически осуществлять подрезку кроны и корешков. Благодаря таким отрезкам, достигается равновесие наземной и подземной частей растения, а также формируется нужная крона. Кроме обрезки следует учитывать и другие, не менее важные, условия культивирования.

Советы по уходу:

  1. Размещение. Если правильно выбрать вид растения, то выращивать его можно как в помещении, так и на улице. Главное обеспечить достаточное количество света и периодические проветривания. Также необходимо помнить, что у некоторых культур есть период отдыха. К таковым относятся декоративный клен или . Некоторые виды растений следует сначала содержать в условиях помещения, а потом пересаживать в сад. Опытные садоводы утверждают, что не существует полностью уличных культур, потому как если растение поместить в комнату и создать необходимые условия, то они постепенно акклиматизируются и будут расти не хуже, чем на улице.
  2. Выбор емкости подготовка грунта. Техника бонсай предполагает использование легких почв с хорошей водопропускной способностью. Нельзя допускать застоя воды, поэтому нужно оборудовать емкость качественным дренажем. Емкости подбирают самые разные, но для создания творческих композиций часто берут контейнеры разных геометрических форм. Главное, чтобы они не были глубокими - это позволит правильно развиваться. При этом нужно следить, чтобы цвет емкости гармонировал с расцветкой самого растения.
  3. Полив. Исходя их того, что размер емкости достаточно ограничен, разработали определенные методики орошения таких растений. Это либо прямые поливы, либо помещение горшка бонсай в емкость с водой. Периодичность орошения зависит от выбранной культуры: одни растения с легкостью могут переносить периоды засухи, а другие требуют постоянного увлажнения. Если не учитывать предпочтения бонсай, то корневая система может пострадать, что приведет к гибели. Поливать миниатюрные деревца лучше дождевой водой, но подойдет и водопроводная, если ее очистить и дать отстоятся. Температура поливной воды должна быть приближена к температуре воздуха.
  4. Также растения нуждаются в опрыскиваниях, чтобы поддерживать необходимый уровень влажности. Такие мероприятия проводят по несколько раз в день в летнее время. Процедуры позволяют растению не только освежиться, но и смывают частички пыли с листиков.
  5. Подкармливать бонсай следует один раз в 7-10 дней. Для этого применяют любые садовые удобрения: мочевину, сапропель и другие. также вносят подкормки на основе водорослей, но в два раза реже. Подкормки дают питание и укрепляют культуру, благодаря восполнению питательных веществ в почве. Подкормки вносятся в виде порошков, гранул или раствора.

Но при подкормках следует придерживаться нескольких основных правил:

  • на начальных этапах развития применяют удобрения с низким содержанием азота - они значительно ускоряют рост
  • высокая концентрация азота допустимо при окрепших листьях, когда первая волна роста пошла на убыль
  • в весеннее и осеннее время принято использовать комплексные сбалансированные удобрения. Растения с периодами сна, перестают подкармливать перед наступлением холодов

Следует отказаться от подкормок, если бонсай болен, ослаблен или только что пересажен.

Правила формирования кроны

Чтобы уменьшить размеры растения можно воспользоваться различными методами:

  • Сезонной подрезкой, которая является залогом успеха при выращивании, но делать ее нужно грамотно, иначе растение погибнет.
  • Направлением роста веток и ствола при помощи медной или алюминиевой проволоки.
  • Созданием иллюзии старого деревца. Для этого снимают кору со ствола живого дерева. Но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не погубить растение.

Является основным способом формирования кроны. Она позволяет уменьшить размеры деревца, сформировать расположение основных ветвей, а также простимулировать нарастание молодых побегов. Но при подобных мероприятиях бонсай испытывает большие нагрузки, поэтому манипуляции можно проводить только на здоровых и крепких экземплярах.

Применяют несколько видов обрезки при формировании бонсай:

  • формирующую, когда вырезают крупные ветви и усекают ствол, создавая форму будущего растения
  • укорачивание веток, что позволяет нарастить объем и придать аккуратный вид
  • легкую стрижку молодых побегов
  • прищипку, чтобы ограничить рост
  • подрезку корешков - для нарастания новой корневой массы

Причем подрезка корней и кроны должны быть пропорциональны и сбалансированы.

Интерес к технике бонсай побудил садоводов и селекционеров к ряду экспериментов, благодаря который сформировалась стилистика данного способа выращивания растений. На сегодняшний день существует довольно много стилей бонсай, среди которых:

  • "Чоккан" представлен классическим прямостоячим стилем с простыми и ясными линиями. Именно этот стиль предпочитают новички.
  • "Шаккан" - выражается в наклоненном деревце.
  • "Соккан" имеет раздвоенный ствол.
  • "Моеги" отличается своеобразным стволом неправильной формы, но вершина кроны направлена вертикально.
  • "Фукинагаси" имеет вид согнутого пополам дерева, ствол которого расположен параллельно земле.
  • Групповые посадки, которые изображают миниатюрную рощу.
  • "Кенгай", растущий каскадом.

Также применяют стили, растущего в камне деревца или с оголенной корневой системой. Но прежде чем выбрать определенный стиль, следует разузнать у опытных цветоводов нюансы их формирования и выращивания. Только после консультации станет ясно насколько сложно вырастить подобную красоту.

Бонсай это не только красивые миниатюры, это уголок живой природы в замкнутом пространстве (комнате или доме).

Наличие такого живого уголка всегда способно поселить в душе радость и хорошее настроение, успокоить расшатанную нервную систему и минимизировать разлады в семье. Наличие бонсай как бы напоминает, что человек - это частичка первозданной природы, о чем современные люди давно позабыли, находясь в постоянной погоне за техническим прогрессом.

Больше информации можно узнать из видео:

В последние годы японское искусство бонсай стало очень популярным во всем мире. Миниатюрные копии деревьев выглядят очень привлекательно. Их удивительная возможность воспроизводить разные уголки природы в миниатюре привлекает, в первую очередь, людей, не имеющих садов. Карликовые деревья с красивой кроной придают некий азиатский колорит любому интерьеру.

Для выращивания бонсай потребуется много терпения и времени, так как форма ствола и кроны формируется долго и постепенно. Для начала необходимо выбрать форму , то есть, как миниатюрное дерево будет выглядеть. Японские мастера выделяют 15 стилей бонсай, которые отличаются расположением стволов дерева, способами формирования кроны, отличием материалов, используемых в пейзаже.

1. Стиль метлы Hokidachi

Этот стиль подходит для лиственных деревьев с большим ветвлением. Ствол прямой, вертикальный и не переходит к вершине дерева, хорошо разветвляется во все стороны примерено на одну треть высоты дерева. Ветки и листья образуют шарообразную крону, которая выглядит привлекательно и в зимний период.

2. Формальный вертикальный стиль Chokkan

Это классический стиль, который часто встречается в природе, особенно, если дерево получает много света и не конкурирует с другими деревьями, подходит для всех видов и типов деревьев. Его особенностью является идеально ровная линия ствола, сужающаяся к вершине. начинается примерно с 1/4 общей длины ствола, вершину которого образует одна ветка, сам ствол не должен занимать всю высоту дерева.

3. Свободный вертикальный стиль Moyogi

Это очень популярный стиль. Он идеален для новичков, так как стволы с изгибами чаще всего встречаются в природе. Обычно стволу придают S-образную форму, где на каждом изгибе происходит ветвление. Искривлять дерево начинают с основания, затем пропорционально вдоль всего сужающегося к верху ствола.

4. Наклонный вид Shakkan

Этот стиль символизирует деревья, которые наклонились под воздействием естественных явлений, то есть, когда дерево растет в тени и тянется к солнцу, все ветки направлены в одну сторону. Бонсай растет под углом около 60-80 градусов, при этом его корни с одной стороны должны быть хорошо развиты, чтобы могли удержать дерево. Для создания ощущения равновесия первая ветка должна расти со стороны, противоположной наклону. Ствол может быть слегка изогнутым или полностью прямым, но обязательно сужающимся кверху.

5. Каскадный стиль Kengai

Каскадный стиль представляет собой дерево, растущее в природе на крутом утесе, которое вынуждено бороться за свое существование в результате многих факторов, таких как снег или падающие камни. Это и влияет на то, что дерево растет вниз. Вырастить бонсай в каскадном стиле очень сложно и необходимы соответствующие знания и терпение, поскольку дерево, естественно, пытается вырасти вверх. Обычно каскадный бонсай высаживают в высокий горшок. Сначала дерево должно расти вертикально, затем его сгибают вниз таким образом, чтобы крона росла над краем горшка, а нижние ветки опускались вниз.

6. Полукаскадный стиль Han-kengai

Этот стиль очень похож на каскадный и копирует деревья, которые растут вдоль берегов рек и озер, где их ветви почти касаются воды. Деревья в полукаскадом стиле не изгибают столь сильно, как при каскаде, а направляют более горизонтально, в результате чего он не опускается ниже основания горшка. Крона находится выше края горшка.

7. Литературный стиль Bunjingi

Этот встречается в природе в районах с густой растительностью, где в условиях жесткой конкуренции могут выжить только деревья повыше ростом, чем остальные. Элегантно изогнутый ствол при полном отсутствии нижних веток растет вверх. Крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья можно встретить в лесах, где из-за недостатка солнечного света у них отмирают нижние ветки. Литературный бонсай обычно высаживают в небольшие, круглые чаши.

8. Стиль согнутый ветром Fukinagashi

Бонсай в таком стиле вырастить очень трудно, так как не всем удается наклонить в одну сторону ствол и растущие во все стороны ветки, словно ветер дул в постоянно одном направлении.

9. Стиль двойного ствола Sokan

В природе часто встречаются деревья, когда от одног корня идут два ствола, причем один мощнее другого. В бонсай этот стиль может быть создан путем формирования второго ствола из нижней витки. Этот стиль подходит для всех видов деревьев.

10. Многоствольный стиль Kabudachi

Теоретически многоствольный стиль повторяет двойной с отличием в том, что дерево имеет не два ствола, а три и более. Все стволы растут из одной корневой системы и это действительно одно дерево. Ветви всех стволов образуют единую крону.

11. Лесной стиль Yose-ue

Лесной стиль очень похож на многоствольный, отличие состоит в том, что в одной большой плоской чаше высаживается не одно дерево, а сразу несколько, представляющих собой миниатюрный лес. Как правило, в центре высаживают наиболее развитые деревья, по бокам и на заднем плане - несколько небольших деревьев, которые вместе образуют единую крону и создают некую глубину и перспективу. Деревья высаживают не в одну линию, а произвольно, чтобы вполне реалистически воспроизвести картину сада.

12. Стиль дерево на камне Seki-joju

В каменистой местности деревья вынуждены своими корнями искать питательную почву, которая находится в трещинах и расщелинах. Корни совсем незащищены и прежде, чем добраться до земли, они должны защищаться от солнца. Это объясняет происхождение необычной коры на них. У бонсая этого стиля корни растут на камне в горшке.

13. Стиль растущий на скале Ishitsuki

Дерево данного стиля растет в трещинах и полостях горных пород. Это значит, что для развития и питания корней есть не так уж и много места. Такие деревья никогда не имеют здоровый вид, показывая, что они должны бороться, чтобы выжить. Поэтому очень важно их часто поливать и удобрять. Камень, в котором растет бонсай, помещают в мелкий горшок, наполненный водой или мелким гравием.

14. Плотообразный стиль Ikadabuki

Иногда упавшее дерево выживает, выбрасывая вверх боковые ветки из которых образуются стволы новых деревьев. Этот довольно сложный стиль используют при наличии материала, у которого ветки растут с одной стороны.

15. Стиль лишенный коры Sharimiki

Со временем на стволах некоторых деревьев образуются оголенные от коры места. Интенсивное солнце отбеливает эти участки. У бонсай кору удаляют с помощью ножа и оголенные участки обрабатывают сульфатом кальция, чтобы ускорить процесс отбеливания.

Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»