Разнообразие растений на земле. Разнообразие растений. Что такое видовое разнообразие растений. Самооценка работы на уроке

На Земле произрастает множество разных видов растений. Часто они непохожи друг на друга как по внешнему виду, так и по строению. Например, среди растений есть одноклеточные формы, есть многоклеточные с недифференцированным телом, однако большинство растений имеют органы и ткани. Но даже если растения имеют схожее внутреннее строение, они могут сильно отличаться между собой по внешнему виду. Это связано с приспособлением к конкретным местам обитания и способам жизни.

При всем многообразии растений одноклеточные формы характерны только для ряда водорослей. Другие водоросли многоклеточны. Все водоросли (и одноклеточные, и многоклеточные) относятся к низшим растениям . Это связано с тем, что у водорослей нет настоящих органов и тканей. Хотя у представителей бурых водорослей можно отметить дифференцировку тела на ткани.

Все остальные группы растений считаются высшими. Это мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные. В каждой группе наблюдается свое многообразие растительного мира. Следует отметить, что в процессе эволюции (исторического развития жизни на Земле) в определенные периоды доминировали те или иные группы. Так в каменно-угольном периоде (300 млн лет назад) на суше произрастали леса, состоящие из древовидных папоротников. Был влажный и теплый климат. Когда климат стал становиться суше и холоднее появились голосеменные, а в последствие и более приспособленные к сухопутному обитанию покрытосеменные растения. На сегодняшний день папоротники представлены в основном травянистыми формами, обитающие в пологе лесов.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны называются высшими споровыми растениями . Они размножаются спорами. В их жизненном цикле представлены две стадии - гаметофит и спорофит. Клетки гаметофита содержат одинарный набор хромосом, а спорофита - двойной. В жизненном цикле мхов доминирует гаметофит, а у папоротников - спорофит.

Голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения размножаются с помощью семян. Их относят к группе семенных растений . Семя, в отличие от споры, содержит большой запас питательных веществ. У покрытосеменных семена развиваются в завязи цветка, после созревания их окружает плод. У голосеменных семена обычно развиваются в шишках и лежат голо на их чешуях.

Голосеменные в основном представлены деревьями. Среди покрытосеменных много как деревьев, так и трав, а также других жизненных форм. В процессе эволюции травянистые формы цветковых растений появились позже и по ряду признаков имеют более сложное строение по-сравнению с деревьями.

Сегодня на Земле многообразие растений в основном формируют покрытосеменные (цветковые) растения. Их около 300000 видов. Голосеменных всего около 1000 видов. Папоротникообразных более 10000 видов, моховидных более 25000, лишайников около 20000, водорослей около 35000 видов.

Несмотря на все многообразие растений, у них есть два общих признака. Наличие обоих признаков у организма позволяет классифицировать его как растение. Это:

    Получение органических веществ из неорганических с помощью процесса фотосинтеза, который протекает на свету. Другими словами, все растения являются автотрофами.

    Клетки растений содержат ядра, то есть растения - это организмы-эукариоты. Например, цианобактерии способны к фотосинтезу, но не имею ядер, поэтому их относят не к растениям, а к бактериям.


Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев янтарь. янтарь


Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (2379 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.






Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.






Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.




Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.


Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось ведь папоротник вообще не цветет!


Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.
















Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.


Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.


Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.


Работа учителя начальных классов Назаровой А.Н

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разнообразие растений на Земле мхи водоросли папоротники цветковые хвойные

МХИ Мхи –очень древние представители царства растений. Растут мхи лишь в местах повышенного увлажнения. Они участвуют в образовании болот, создании торфа, влияют на увлажнение почвы.

Папоротники Эти растения часто называют живыми ископаемыми. Они нуждаются в охране. Папоротники помогают понять учёным, как развивалось многообразие растительного царства Земли.

Папоротники

ВОДОРОСЛИ Ученые считают, что среди существующих на Земле растений самые древние - это сине-зеленые водоросли. Их возраст около трех миллиардов лет.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Отличаются особыми игловидными листьями- хвоей. Хвоинки опадают не все сразу, как обычные листья, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зелёные.

У хвойных пород очень ценны смола (живица), древесина, плоды (например, кедровые орешки).

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами.

Цветковые растения Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений.

Разнообразие растений К 2004 году ученым удалось классифицировать около 290 тысяч видов, среди них 240 тысяч цветковых, 16 тысяч мхов, 11тысяч папоротников, 8 тысяч зеленых водорослей. Растения встречаются повсюду.

В лесу На лугу В водоёме В горах

В пустыне В степи В городах В доме

Вопрос №1 Какие растения называют «живыми ископаемыми»? Папоротники

Вопрос №2 Какой вид растений учёные считают самым древним на земле? Водоросли

Вопрос №3 Что такое «Ж И ВИЦА»? Ж и вица- это смола хвойных деревьев.

Вопрос №4 Опадают ли хвоинки у хвойных деревьев? Хвоинки опадают постепенно в течении нескольких лет.

Вопрос №5 Какой вид растений сейчас является господствующим на Земле? Сейчас на Земле господствуют цветковые растения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"

Урок по познанию мира проводится в 3 экспериментальном классе по переходу на модель 12-летнего образования....

Обобщающий урок "Как сохранить разнообразие растений на Земле"

Урок окружающего мира в 3 классе разработан по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с ФГОС. Урок построен на. К конспекту прилагается презентация, призванная осуществить проверку выполняемых н...


Разнообразие растений на Земле

мхи

водоросли

папоротники

цветковые

хвойные


  • Мхи –очень древние представители царства растений.
  • Растут мхи лишь в местах повышенного увлажнения.
  • Они участвуют в образовании болот, создании торфа, влияют на увлажнение почвы.


  • Эти растения часто называют живыми ископаемыми. Они нуждаются в охране.
  • Папоротники помогают понять учёным, как развивалось многообразие растительного царства Земли.


ВОДОРОСЛИ

  • Ученые считают, что среди существующих на Земле растений самые древние - это сине-зеленые водоросли. Их возраст около трех миллиардов лет.


ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ

  • Отличаются особыми игловидными листьями- хвоей.
  • Хвоинки опадают не все сразу, как обычные листья, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зелёные.


ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами.


Цветковые растения

Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений.


К 2004 году ученым удалось классифицировать около 290 тысяч видов, среди них 240 тысяч цветковых, 16 тысяч мхов, 11тысяч папоротников, 8 тысяч зеленых водорослей.

Растения встречаются повсюду.


В лесу

В горах

В водоёме

На лугу


В доме

В городах

В пустыне

В степи



Вопрос №1

Какие растения называют «живыми ископаемыми»?


Вопрос №2

Какой вид растений учёные считают самым древним на земле?

Водоросли


Вопрос №3

Что такое «Ж И ВИЦА»?

Ж и вица- это смола хвойных деревьев.


Вопрос №4

Опадают ли хвоинки у хвойных деревьев?

Хвоинки опадают постепенно в течении нескольких лет.


Вопрос №5

Какой вид растений сейчас является господствующим на Земле?

Сейчас на Земле господствуют цветковые растения.


Проект занятия:
Предмет - внеурочная деятельность;
Цель урока: знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах, группах
Задачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием растений на Земле.
  2. Расширить знания детей о растениях.
  3. Закрепить навыки постановки целей работы.
  4. Формировать навык самостоятельного изучения материала.
  5. Формировать навыки работы в парах, группах
  6. Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.
  7. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
  8. Развитие речи, памяти, воображения

Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

  1. Развивать умение работать текстом учебника и дополнительной литературой.
  2. Развивать умения выделять главное.
  3. Учиться работать в парах и группах.
  4. Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

Ход занятия

№ этапа

Этапыурока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Тему сегодняшнего занятиямы можем сформулировать, отгадав загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может (растение)

Вспомните, что вы знаете о растениях.

Я предлагаю провести наш урок по следующему плану.

растение

живой организм, без него невозможна жизнь

Знакомство с темой и планом

Постановка цели работы

Каковы цели нашего урока?

Замечательные цели вы поставили перед собой.

Целеполагание.

  1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.
  2. Совместное изучение свойств групп растений.

Знакомство со схемой.

Совместное изучение материала по плану

Рассмотрим схему «Разнообразие растений на Земле».

Какие группы растений представлены в ней?

Сможете ли вы назвать представителей каждой из этих групп?

Рассматривание схемы.

Перечисление представителей каждой из представленных групп

Знакомство с темой изучения.

Рефлексия 1.

Вывод.

Что вы узнали о первой группе растений?

Подведение итогов работы.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с глаз.

Изучение нового материала

Работа по «маршруту». Инструкция к работе.

1.Знакомство с темой изучения.

Для лучшего изучения материала я предлагаю провести тщательное изучение каждой группы растений.

Но такой большой материал трудно будет изучить самостоятельно, поэтому мы разделимся на группы и проведем работу по маршруту.

Каждый из вас имеет своё задание.

Прочитаем тему изучения для каждой групп

1 группа: С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

2 группа: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

3 группа: Лесная трава - резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками -

великанами могучими с кронами дремучими

Ещё 1 подсказка :

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

4 группа:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем

5 группа:

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде

Водоросли.

Папоротники

Хвойные растения

Цветковые растения

2. Изучение плана работы над темой.

Любая работа должна идти по строго определенному плану.

Прочитаем план работы «по маршруту», приведенный на индивидуальной карточке и на экране

Есть ли у вас вопросы по этому плану?

Желаю вам плодотворной совместной работы.

Изучение плана работы «по маршруту».

(Приложение 1).

  1. Самостоятельное изучение темы.

Работа по группам с использованием карточек.

1. Водоросли

3. Папоротники

4. Хвойные растения

5. Цветковые растения

  1. Взаимообучение

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Работа «по маршруту», определенному на карточках (приложение 3)

Рефлексия 2.

Вывод:

Что вы узнали о группах растений?

Удалось ли вам изучить материал?

Что помогло вам в этом?

Подведение итогов работы.

Самооценивание.

Оценивание работы одноклассников.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

Экспресс - тест.

Для подтверждения успешности работы на уроке предлагаю провести экспресс - тест с самооцениванием.

Выполнение экспресс - теста (приложение 2).

Самооценка работы

Рефлексия № 3.

Чему мы научились на уроке?

Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой?

Что помогло нам её достигнуть?

Обсуждение записи на доске.

Высказывания детей о форме проведения урока.

Оценивание работы

Сегодня мы провели прекрасную совместную работу.

Оценивание работы команд и отдельных учеников.

Оценивание работы отдельных учеников.

Приложение 1

План работы «по маршруту»

  1. Прочти статью.
  2. Подготовь пересказ.
  3. Задай свои вопросы, выслушай ответы соседа.
  4. Перескажи свою статью соседу.
  5. Внимательно послушай рассказ соседа.
  6. Ответь на его вопросы.
  7. Оцени свою работу.

Приложение 2

Экспресс - тест «Проверь себя» по теме «Растения в жизни человека»

Приложение 3

1) Водоросли.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Древнейшие

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

2) Мхи. На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум - это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

3) Папоротники. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

У славян легендарным растением был папоротник - ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

4) Хвойные растения

Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности

Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это - лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса - хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения

Цветковые - наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок - знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим

Кластер



Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на полученные знания, заполнить ее.

Список использованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс. Ч.1.- М.: «Вентана-Граф», 2012.
2. Исакова О.А. Поурочные планы по учебнику Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г. С. - В.: «Учитель», 2006.
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/